Найти тему
Моя библиотека

Начальный курс педагогики. Смирнов М.Т. 1950г.

Отзыв на прочитанную книгу.

М. Т. Смирнов "Начальный Курс Педагогики" УЧПЕДГИЗ 1950 репринтное издание 2019 г.

Подрастающий ребёнок всё чаще заставляет задумываться о том какое образование в школе будет дано и что мне, как родителю необходимо сделать чтобы минимизировать риск получения низкокачественного образования и потери здоровья в школе. Помимо изучения педагогических наработок наших экспериментаторов-современников исключительно полезным является изучение опыта преподавания в школе познесталинского периода. Эта эпоха дала миру специалистов победивших в Великой Отечественной Войне, восстановивших страну после неё, покоривших космос, создавших блестящие инженерно-техническую, математическую и многие другие научные школы.

И вот, из той эпохи в руки автора этих строк попадает обозреваемая книга. При беглом пролистывании книги обратила на себя внимание, если не сказать привела в изумление, подборка рентгенограмм кистей детей разных возрастных групп. Автор этих строк, будучи профессиональным рентгенологом, ответственно заявляет, что подобные вещи встречаются далеко не в каждом учебнике рентгенологии. Теперь собственно перейдём к обзору самой книги.

Несмотря на оглавление, структурно в книге можно выделить три больших раздела: 1 развитие и формирование детского организма 2 дидактика 3 коммунистическое воспитание.

Начинается книга, как и должно быть во всех полноценных научных или основанных на научных достижениях трудах, с определения предмета педагогики, её целей, основных понятий. Далее идёт большой раздел посвящённый развитию ребёнка, начиная с рождения. Читая этот раздел, автор этих строк пришёл в полное изумление: здесь даётся информация о периодах развития детского организма, потеря и прибавка веса, сводные таблицы по весу младенца от момента рождения до года, графики изменения роста и веса в различные возрастные периоды, исключительно разумные и правильные рекомендации по уходу за ребёнком (понятно, что в условиях той эпохи), причём ни только конкретные советы, но и принципы, которыми следует руководствоваться обоим родителям при воспитании ребёнка с начального периода жизни ребёнка до конца начальной школы включительно. Собственно изумление было вызвано тем, что автор этих строк изучал лишь часть представленной в книге информации на цикле педиатрии на 4-м курсе медицинского института. Супруга же автора этих срок пришла к тем же знаниям потратив несколько лет на проработку информации широко представленной в интернете. Необходимо также отметить, что будущим читателям стоит относится к указанным срокам развития, т.е. срокам появления тех или иных навыков лишь как к ориентировочным, так как у разных детей "созревание" структур головного мозга протекает по-разному. Значительное внимание уделено организации режима дня ребёнка с подробным описанием для каждого возрастного периода.

Следующий большой раздел книги посвящён дидактике, то есть теории образования. Информация подаётся предельно компактно, поэтому могут быть затруднения с её освоением. Позволим себе лишь перечислить принципы дидактики, суть которых раскрыта в тексте книги: 1) Принцип воспитывающего образования и обучения, 2) Принцип наглядности, 3) Принцип сознательности усвоения знаний, 4) Принцип активности в усвоении знаний, 5) Принцип прочности знаний, 6) Принцип учёта индивидуальных особенностей, 7) Принцип научности и доступности, 8) Принцип систематичности. Далее в самом общем виде объясняются собственно методы преподавания даются практические советы по взаимодействию с детьми, ведению уроков и решению некоторых неизбежно возникающих вопросов в классе

Третий и завершающий раздел книги посвящён нравственному коммунистическому воспитанию детей. В наше, мягко говоря, непростое время, когда мы переживаем эпоху реакции в марксиситской терминологии, чтение этого раздела вызывает или скучное равнодушие или печаль, т.к обладание указанными качествами не позволяет жить по принципу "человек-человеку-волк" с одной стороны, с другой - общество в родной стране сейчас организованно по-другому. Однако особое внимание следует обратить на главы посвящённые воспитанию воли и воспитанию самодисциплины у ребёнка.

По ходу повествования несколько раз встречается наезд автора книги на джаз и рекомендация прививать детям любовь к классической симфонической музыке в рамках эстетического воспитания. Эх если бы автор знал про black/death metal или DubStep ...

Приведём несколько наиболее интересных цитат

Стр 59 "Но именно в этом возрасте (от 7 до 15 месяцев) необходимо добиться подчинения формирующейся воли ребёнка воле воспитателей: при требовании «подожди" ребёнок должен ждать и вырабатывать умение сдерживать своё нетерпение, при требовании "нельзя" ребёнок должен приостановить своё намерение сделать какое-то ненужное действие, но ошибкой взрослых иногда является то, что они начинают злоупотреблять «нельзя» и «подожди» . <…> Родители должны знать, что воспитанность и невоспитанность, послушание и непослушание, капризность детей зависит от них самих.

При воспитании ребёнка необходимо в первую очередь контролировать себя, правильность своих действий и своих требований. Большое зло в воспитании когда ребёнку всё можно. Ребёнок не будет знать никаких ограничений. Он превратится в деспота семьи, который безграничными своими требованиями будет мучить всех окружающих, а в случае отказа удовлетворить его требования, будет прибегать к истерикам вплоть до припадков.

Большим злом являются и безграничные запрещения, но ещё бОльшим злом в воспитании является непоследовательность, когда ребёнку сегодня можно всё, никаких ограничений, а завтра ничего нельзя."

Стр 66 «Без надлежащего подбора игрушки могут являться источником заболеваний детей».

Стр 97 «При воспитании любви к родине мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью ознакомить детей с другими нациями и народностями, входящими в Советский Союз. Пользуясь картинками, журналами, другими книгами, надо дать представление о жизни детей других народов, показать всё её своеобразие и воспитать у них чувство симпатии и товарищества к этим детям».

Несколько странным представляется следующее утверждение стр 153 «Умение петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте является также профессиональной обязанностью учителя».

Стр 181 «В состав первого класса допускается приём до 40 учеников».

Стр 184 «Замешательство самого учителя в классе при решении задачи производит всегда очень плохое впечатление; оно и непростительно».

Стр 185 «Уроки-импровизации, проводимые без подготовки, "по вдохновению", почти всегда превращаются в пустое времяприпровождение или дешёвое развлечение учеников».

Стр 186 «Из чувства ложного товарищества иногда у учеников укореняется порок - подсказывание своему товарищу. <...> Опытные учителя прибегают к такому приёму: в случае подсказа учитель прекращает спрашивание ученика, который отвечает и которому подсказывают, сажает его на место и ставит ему неудовлетворительную оценку за прерванный ответ. Такое действие учителя вызывает возражение со стороны "потерпевшего" . Тогда учитель объясняет всю недопустимость подсказывания , раскрывает ложность такого понимания товарищества, но оценку ученику не изменяет. <...> В целях правильного проявления товарищества учитель может организовать оказание помощи сильных учеников слабым».

Стр 194 «Мастерство индивидуального подхода в большой мере зависит от знания учителем психологии ребёнка и от его такта. Главное в этом случае заключается в бережном отношении к личности ребёнка к его достоинству и в любви к детям».

Стр 195 «Особого внимания требуют указания ученикам о том, как работать с книгой. Обязательно надо учить учеников готовить уроки. Рассказ или заданную статью из книги для чтения по истории, географии и естествознанию ученик должен сначала прочитать всю, затем читать по частям, как это делается на уроках объяснительного чтения, и рассказывать каждую часть. Когда будут прочитаны все части (отрывки) статьи, - опять статью прочитать и рассказать в целом. Как читать так и рассказывать следует вслух. Необходимо предупреждать учеников ,чтобы всё, что они заучивают, было ими понято».

Стр 196 Большую ошибку делают родители или старшие родственники, когда в порядке оказания помощи решают ребёнку задачи, подсказывают в выполнении упражнений по грамматике и т.д. Вред от этого получается большой. Такая "помощь" ничему не научает учеников; от уменья решать задачи отца или матери ребёнок не научится делать того же самого, дети вообще утрачивают самостоятельность в в умственном труде и окончательно теряются в классных и контрольных заданиях».

Стр 223 «Правдивость. Во взаимоотношениях людей очень большое значение имеет правдивость человека. Человек, который всегда говорит правду, если даже она и неприятна, заслуживает безоговорочного доверия. На такого человека можно положиться. Наоборот, лживость - самое неприятное, самое плохое качество человека. Легче помириться с человеком грубым, резким но правдивым, чем с изыскано вежливым но лживым. Лживый человек не заслуживает доверия даже тогда, когда он делает какое-либо доброе дело; всегда есть подозрение что эта добродетель тоже лжива и имеет в виду какую-либо эгоистическую, каверзную цель».

Стр 229 «Ложные формы товарищества и дружбы. <...> Под этим разумеют товарищество и дружбу,основанную на нездоровых, аморальных отношениях. Дети, например, очень дружат на основе пристрастия к азартным играм или на основе какого-либо вредного увлечения, на основе взаимного прекрывания проделок друг друга. В классе ложное товарищество выражается в подсказывании, в списывании чужой работы, в укрывательстве подделок в журнале и т.д. Такая дружба может оказаться очень стойкой. Дело в том что дети в ней находят взаимную поддержку своим дурным качествам; эта дружба укрепляется в борьбе таких детей с родителями с учителями, с классным коллективом. Дети в этих случаях вырабатывают свою "этику" и ей следуют: не выдавать товарища попавшего в беду, помогать товарищу любыми средствами, хотя бы бедой был обман, в котором уличён ребёнок».

Стр 263 «Надо решительно предостеречь от имеющего место у некоторых родителей своеобразного "разделения труда", когда дело требовательности относят к функциям отца, а дело "любви" становится преимущественной функцией матери. В воспитании необходим "единый фронт". "Обиженный" ребёнок непременно будет искать утешения, сочувствия, а значит, и оправдания своим требованиям и капризам. Если этого утешения он не найдёт у матери, он пойдёт к старшим братьям и сёстрам. И здесь он должен встретить спокойный, но решительный отпор».

Стр 264-265 «Кроме учебного труда, детей надо приучать и к другим видам труда: помощь в домашних делах, труд на огороде и вообще в сельском хозяйстве, труд по самообслуживанию. Особенно настойчиво рекомендуется иметь в семье уголок для труда: универсальный верстак-станок, на котором можно резать, долбить, строгать, и вообще заниматься столярным трудом; в уголке труда надо иметь набор инструментов по деревообработке и металлообработке. <...> Необходимо с первого момента разъяснить ему, что это не игрушки, затем потребовать привести всё в порядок, а далее показать выполнение какого либо процесса ножом или молотком с гвоздями, который ребёнок сделает сам. <...> Требование порядка в пользовании инструментами сначала ребёнка несколько охладит к труду, но с каждым днём труд будет всё больше и больше будет его притягивать, замещая игру и наконец превратится в привычку, т.е. в потребность.<...> Нужно обязательно приучить после работы производить самому тщательную уборку. <...> Приученный к организованности и элементарному ручному труду он переносит её на учебный и на общественный труд, а затем на производительный труд в жизни».

Подведём итог обзора. Книга ОБЯЗАТЕЛЬНА к прочтению всем людям собирающимся заводить детей, так как в первом разделе книги предельно сжато и доходчиво даётся информация о развитии, воспитании и уходе за ребёнком в самый непростой период - первый год жизни малыша. Также книга будет интересна родителям, интересующимся обучением и воспитанием детей.

учебник купил тут:

https://stalins-bukvar.ru

#Отзыв, #ОтзывНаКнигу, #Книга, #Почитать, #ЧтоПочитать, #Литература, #Педагогика, #Педиатрия, #Знания_в_массы, #Знаниявмассы, #Ликбез, #УЧПЕДГИЗ, #Начальный_курс_педагогики, #начальныйкурспедагогики, #Смирнов, #Смирнов_МТ, #СмирновМТ #Уход_за_ребёнком, #дидактика, #воспитание, #учёба, #Советский_учебник, #Сталинский_букварь, #СталинскийБукварь