Отзыв на прочитанную книгу.
М. Т. Смирнов "Начальный Курс Педагогики" УЧПЕДГИЗ 1950 репринтное издание 2019 г.
Подрастающий ребёнок всё чаще заставляет задумываться о том какое образование в школе будет дано и что мне, как родителю необходимо сделать чтобы минимизировать риск получения низкокачественного образования и потери здоровья в школе. Помимо изучения педагогических наработок наших экспериментаторов-современников исключительно полезным является изучение опыта преподавания в школе познесталинского периода. Эта эпоха дала миру специалистов победивших в Великой Отечественной Войне, восстановивших страну после неё, покоривших космос, создавших блестящие инженерно-техническую, математическую и многие другие научные школы.
И вот, из той эпохи в руки автора этих строк попадает обозреваемая книга. При беглом пролистывании книги обратила на себя внимание, если не сказать привела в изумление, подборка рентгенограмм кистей детей разных возрастных групп. Автор этих строк, будучи профессиональным рентгенологом, ответственно заявляет, что подобные вещи встречаются далеко не в каждом учебнике рентгенологии. Теперь собственно перейдём к обзору самой книги.
Несмотря на оглавление, структурно в книге можно выделить три больших раздела: 1 развитие и формирование детского организма 2 дидактика 3 коммунистическое воспитание.
Начинается книга, как и должно быть во всех полноценных научных или основанных на научных достижениях трудах, с определения предмета педагогики, её целей, основных понятий. Далее идёт большой раздел посвящённый развитию ребёнка, начиная с рождения. Читая этот раздел, автор этих строк пришёл в полное изумление: здесь даётся информация о периодах развития детского организма, потеря и прибавка веса, сводные таблицы по весу младенца от момента рождения до года, графики изменения роста и веса в различные возрастные периоды, исключительно разумные и правильные рекомендации по уходу за ребёнком (понятно, что в условиях той эпохи), причём ни только конкретные советы, но и принципы, которыми следует руководствоваться обоим родителям при воспитании ребёнка с начального периода жизни ребёнка до конца начальной школы включительно. Собственно изумление было вызвано тем, что автор этих строк изучал лишь часть представленной в книге информации на цикле педиатрии на 4-м курсе медицинского института. Супруга же автора этих срок пришла к тем же знаниям потратив несколько лет на проработку информации широко представленной в интернете. Необходимо также отметить, что будущим читателям стоит относится к указанным срокам развития, т.е. срокам появления тех или иных навыков лишь как к ориентировочным, так как у разных детей "созревание" структур головного мозга протекает по-разному. Значительное внимание уделено организации режима дня ребёнка с подробным описанием для каждого возрастного периода.
Следующий большой раздел книги посвящён дидактике, то есть теории образования. Информация подаётся предельно компактно, поэтому могут быть затруднения с её освоением. Позволим себе лишь перечислить принципы дидактики, суть которых раскрыта в тексте книги: 1) Принцип воспитывающего образования и обучения, 2) Принцип наглядности, 3) Принцип сознательности усвоения знаний, 4) Принцип активности в усвоении знаний, 5) Принцип прочности знаний, 6) Принцип учёта индивидуальных особенностей, 7) Принцип научности и доступности, 8) Принцип систематичности. Далее в самом общем виде объясняются собственно методы преподавания даются практические советы по взаимодействию с детьми, ведению уроков и решению некоторых неизбежно возникающих вопросов в классе
Третий и завершающий раздел книги посвящён нравственному коммунистическому воспитанию детей. В наше, мягко говоря, непростое время, когда мы переживаем эпоху реакции в марксиситской терминологии, чтение этого раздела вызывает или скучное равнодушие или печаль, т.к обладание указанными качествами не позволяет жить по принципу "человек-человеку-волк" с одной стороны, с другой - общество в родной стране сейчас организованно по-другому. Однако особое внимание следует обратить на главы посвящённые воспитанию воли и воспитанию самодисциплины у ребёнка.
По ходу повествования несколько раз встречается наезд автора книги на джаз и рекомендация прививать детям любовь к классической симфонической музыке в рамках эстетического воспитания. Эх если бы автор знал про black/death metal или DubStep ...
Приведём несколько наиболее интересных цитат
Стр 59 "Но именно в этом возрасте (от 7 до 15 месяцев) необходимо добиться подчинения формирующейся воли ребёнка воле воспитателей: при требовании «подожди" ребёнок должен ждать и вырабатывать умение сдерживать своё нетерпение, при требовании "нельзя" ребёнок должен приостановить своё намерение сделать какое-то ненужное действие, но ошибкой взрослых иногда является то, что они начинают злоупотреблять «нельзя» и «подожди» . <…> Родители должны знать, что воспитанность и невоспитанность, послушание и непослушание, капризность детей зависит от них самих.
При воспитании ребёнка необходимо в первую очередь контролировать себя, правильность своих действий и своих требований. Большое зло в воспитании когда ребёнку всё можно. Ребёнок не будет знать никаких ограничений. Он превратится в деспота семьи, который безграничными своими требованиями будет мучить всех окружающих, а в случае отказа удовлетворить его требования, будет прибегать к истерикам вплоть до припадков.
Большим злом являются и безграничные запрещения, но ещё бОльшим злом в воспитании является непоследовательность, когда ребёнку сегодня можно всё, никаких ограничений, а завтра ничего нельзя."
Стр 66 «Без надлежащего подбора игрушки могут являться источником заболеваний детей».
Стр 97 «При воспитании любви к родине мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью ознакомить детей с другими нациями и народностями, входящими в Советский Союз. Пользуясь картинками, журналами, другими книгами, надо дать представление о жизни детей других народов, показать всё её своеобразие и воспитать у них чувство симпатии и товарищества к этим детям».
Несколько странным представляется следующее утверждение стр 153 «Умение петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте является также профессиональной обязанностью учителя».
Стр 181 «В состав первого класса допускается приём до 40 учеников».
Стр 184 «Замешательство самого учителя в классе при решении задачи производит всегда очень плохое впечатление; оно и непростительно».
Стр 185 «Уроки-импровизации, проводимые без подготовки, "по вдохновению", почти всегда превращаются в пустое времяприпровождение или дешёвое развлечение учеников».
Стр 186 «Из чувства ложного товарищества иногда у учеников укореняется порок - подсказывание своему товарищу. <...> Опытные учителя прибегают к такому приёму: в случае подсказа учитель прекращает спрашивание ученика, который отвечает и которому подсказывают, сажает его на место и ставит ему неудовлетворительную оценку за прерванный ответ. Такое действие учителя вызывает возражение со стороны "потерпевшего" . Тогда учитель объясняет всю недопустимость подсказывания , раскрывает ложность такого понимания товарищества, но оценку ученику не изменяет. <...> В целях правильного проявления товарищества учитель может организовать оказание помощи сильных учеников слабым».
Стр 194 «Мастерство индивидуального подхода в большой мере зависит от знания учителем психологии ребёнка и от его такта. Главное в этом случае заключается в бережном отношении к личности ребёнка к его достоинству и в любви к детям».
Стр 195 «Особого внимания требуют указания ученикам о том, как работать с книгой. Обязательно надо учить учеников готовить уроки. Рассказ или заданную статью из книги для чтения по истории, географии и естествознанию ученик должен сначала прочитать всю, затем читать по частям, как это делается на уроках объяснительного чтения, и рассказывать каждую часть. Когда будут прочитаны все части (отрывки) статьи, - опять статью прочитать и рассказать в целом. Как читать так и рассказывать следует вслух. Необходимо предупреждать учеников ,чтобы всё, что они заучивают, было ими понято».
Стр 196 Большую ошибку делают родители или старшие родственники, когда в порядке оказания помощи решают ребёнку задачи, подсказывают в выполнении упражнений по грамматике и т.д. Вред от этого получается большой. Такая "помощь" ничему не научает учеников; от уменья решать задачи отца или матери ребёнок не научится делать того же самого, дети вообще утрачивают самостоятельность в в умственном труде и окончательно теряются в классных и контрольных заданиях».
Стр 223 «Правдивость. Во взаимоотношениях людей очень большое значение имеет правдивость человека. Человек, который всегда говорит правду, если даже она и неприятна, заслуживает безоговорочного доверия. На такого человека можно положиться. Наоборот, лживость - самое неприятное, самое плохое качество человека. Легче помириться с человеком грубым, резким но правдивым, чем с изыскано вежливым но лживым. Лживый человек не заслуживает доверия даже тогда, когда он делает какое-либо доброе дело; всегда есть подозрение что эта добродетель тоже лжива и имеет в виду какую-либо эгоистическую, каверзную цель».
Стр 229 «Ложные формы товарищества и дружбы. <...> Под этим разумеют товарищество и дружбу,основанную на нездоровых, аморальных отношениях. Дети, например, очень дружат на основе пристрастия к азартным играм или на основе какого-либо вредного увлечения, на основе взаимного прекрывания проделок друг друга. В классе ложное товарищество выражается в подсказывании, в списывании чужой работы, в укрывательстве подделок в журнале и т.д. Такая дружба может оказаться очень стойкой. Дело в том что дети в ней находят взаимную поддержку своим дурным качествам; эта дружба укрепляется в борьбе таких детей с родителями с учителями, с классным коллективом. Дети в этих случаях вырабатывают свою "этику" и ей следуют: не выдавать товарища попавшего в беду, помогать товарищу любыми средствами, хотя бы бедой был обман, в котором уличён ребёнок».
Стр 263 «Надо решительно предостеречь от имеющего место у некоторых родителей своеобразного "разделения труда", когда дело требовательности относят к функциям отца, а дело "любви" становится преимущественной функцией матери. В воспитании необходим "единый фронт". "Обиженный" ребёнок непременно будет искать утешения, сочувствия, а значит, и оправдания своим требованиям и капризам. Если этого утешения он не найдёт у матери, он пойдёт к старшим братьям и сёстрам. И здесь он должен встретить спокойный, но решительный отпор».
Стр 264-265 «Кроме учебного труда, детей надо приучать и к другим видам труда: помощь в домашних делах, труд на огороде и вообще в сельском хозяйстве, труд по самообслуживанию. Особенно настойчиво рекомендуется иметь в семье уголок для труда: универсальный верстак-станок, на котором можно резать, долбить, строгать, и вообще заниматься столярным трудом; в уголке труда надо иметь набор инструментов по деревообработке и металлообработке. <...> Необходимо с первого момента разъяснить ему, что это не игрушки, затем потребовать привести всё в порядок, а далее показать выполнение какого либо процесса ножом или молотком с гвоздями, который ребёнок сделает сам. <...> Требование порядка в пользовании инструментами сначала ребёнка несколько охладит к труду, но с каждым днём труд будет всё больше и больше будет его притягивать, замещая игру и наконец превратится в привычку, т.е. в потребность.<...> Нужно обязательно приучить после работы производить самому тщательную уборку. <...> Приученный к организованности и элементарному ручному труду он переносит её на учебный и на общественный труд, а затем на производительный труд в жизни».
Подведём итог обзора. Книга ОБЯЗАТЕЛЬНА к прочтению всем людям собирающимся заводить детей, так как в первом разделе книги предельно сжато и доходчиво даётся информация о развитии, воспитании и уходе за ребёнком в самый непростой период - первый год жизни малыша. Также книга будет интересна родителям, интересующимся обучением и воспитанием детей.
учебник купил тут:
https://stalins-bukvar.ru
#Отзыв, #ОтзывНаКнигу, #Книга, #Почитать, #ЧтоПочитать, #Литература, #Педагогика, #Педиатрия, #Знания_в_массы, #Знаниявмассы, #Ликбез, #УЧПЕДГИЗ, #Начальный_курс_педагогики, #начальныйкурспедагогики, #Смирнов, #Смирнов_МТ, #СмирновМТ #Уход_за_ребёнком, #дидактика, #воспитание, #учёба, #Советский_учебник, #Сталинский_букварь, #СталинскийБукварь