Найти в Дзене

«Уроки Школы Природы»

«Природа есть один из могущественных агентов  в воспитании человека, и самое тщательное  воспитание без участия этого агента  всегда будет отличаться сухостью  и односторонностью». К.Д. Ушинский В нашем районе накоплен ценный многолетний опыт в организации научно-образовательных экспедиций учащихся, пока не имеющий аналогов в Новгородской области. И есть опасение его утраты… Ключевой идеей опыта является «погружение» подростков в мир живой природы, которая оказывает наиболее сильное воздействие на их интеллектуальную и эмоциональную сферы, формирует основы экологической культуры, исследовательской и проектной деятельности. С чего все начиналось? В июне 1993 года нас с В.Я. Павловым как депутатов горсовета и краеведов пригласили на встречу с участниками экологической экспедиции на карстовой речке Понеретке. В составе экспедиции, возглавляемой кандидатами наук из НовГУ Антоновой З.Е. и Литвиновой Е.М., были педагоги и учащиеся из Великого Новгорода, Обнинска, Парфина, Чудова. Нам сразу

«Природа есть один из могущественных агентов
 в воспитании человека, и самое тщательное
 воспитание без участия этого агента
 всегда будет отличаться сухостью
 и односторонностью».
К.Д. Ушинский

В нашем районе накоплен ценный многолетний опыт в организации научно-образовательных экспедиций учащихся, пока не имеющий аналогов в Новгородской области. И есть опасение его утраты… Ключевой идеей опыта является «погружение» подростков в мир живой природы, которая оказывает наиболее сильное воздействие на их интеллектуальную и эмоциональную сферы, формирует основы экологической культуры, исследовательской и проектной деятельности.

С чего все начиналось?

В июне 1993 года нас с В.Я. Павловым как депутатов горсовета и краеведов пригласили на встречу с участниками экологической экспедиции на карстовой речке Понеретке. В составе экспедиции, возглавляемой кандидатами наук из НовГУ Антоновой З.Е. и Литвиновой Е.М., были педагоги и учащиеся из Великого Новгорода, Обнинска, Парфина, Чудова.

Нам сразу же был сделан упрек: как же так – замечательную природу нашего края изучают гости, а что же вы, боровичане! Мне, организовавшему с 1970 г. множество турпоходов с учащимися и взрослыми, право, тогда было неловко. Зацепило. Но мгновенно возник замысел – подготовить и организовать на следующий год первую комплексную экологическую экспедицию.

 Подготовка к ней тщательно велась полгода. При отделе образования даже был создан оргкомитет из 11 человек во главе с Н.А. Полтавцевой, в то время заместителем заведующей отделом образования. Оргкомитет работал каждую неделю. 13 июня 1994 г. на левом берегу Мсты у порога Вып вырос палаточный городок для 60 учащихся и студентов, 13 педагогов.

Организация  и проведение первой комплексной экспедиции - очень важный шаг вперед на пути накопления многолетнего опыта. И это была единственная акция, которая по численности учащихся и педагогов, по объемам выполненных работ пока не имеет аналогов ни в районе, ни в области. Но по результатам её, к сожалению, не было ни отчета, ни завершенных исследовательских работ…

Формирование новой жизненной парадигмы - вызов времени

В апреле 1995 года в Москве автору довелось участвовать в работе  Международной конференции по экологическому образованию детей. В ходе обмена опытом в одной из школ столичные педагоги посетовали: «Когда мы со старшеклассниками говорим об экологии, они нас не понимают…». Разумеется, нельзя «под одну гребенку» обобщать практику всех столичных школ. Но в приведенной реплике отразилась кричащая проблема, которая до сих пор не решена и, увы, пока не решается в отечественном образовании. Да, вероятно, и в большинстве стран мира. В чем же суть проблемы и её причины?

…Причина нестабильного развития человечества, приведшая к экологическому кризису, к экономическим и военным коллизиям, на мой взгляд, кроется в конфликте между природой современного человека и сущностью самой Природы. Причины этого глобального явления - в переломе антропоцентрического сознания. 

Общая картина кризиса убедительно обрисована в книге В.И Данилова-Данильяна и философа К.С. Лосева «Экологический вызов и устойчивое развитие».

Человечество еще в начале прошлого века угодило в ловушку сразу двух взаимосвязанных кризисов – экономического и экологического. Выйти из них, по мнению академика Н.Н. Моисеева, не изменив основных принципов организации жизни, которые сложились на планете за последние 10 тысяч лет, просто невозможно. Поэтому вызов времени ставит население планеты, России и каждого её региона перед необходимостью изменения мировоззрения, формирования новой жизненной парадигмы, нового экологического сознания…

Как зарождался и умирал в нашем крае «системообразующий фактор»

Осознание  глобального кризиса в развитых странах вызвало во второй половине минувшего столетия организацию экологического образования. Отдельные формы последнего примерно до середины 90-х годов получили развитие и в нашей стране. Поиск и ростки ЭО зарождались и в образовательных учреждениях г. Боровичи и школах района. И это было в сложной обстановке, при отсутствии финансов, мотивации, социального заказа от государства.  И, прежде всего, активной позиции, компетенции и опыта учителей. В настоящее время в условиях кризиса образования, дефицита педагогических кадров массовое ЭО просто не реально!

Тем не менее, в городе и в отдельных школах района в 90-х на волне энтузиазма зарождалась система дополнительного экологического образования. Но вскоре по сигналу из пентагона и в связи с роковой инфляцией в стране по системе дополнительного образования в России был нанесен сокрушительный удар. В городе были закрыты 6 учреждений ДО. В их числе: станции юных техников, юных натуралистов, шахматная и спортивная школы, бывший дом пионеров.

Не смотря на настоятельные уговоры автора, приказом по отделу образования от 2.08.94 г. был ликвидирован созданный нами экологический учебно-методический центр (ЭУМЦ), на базе которого и готовилась 1-я экспедиция. ЭУМЦ не просуществовал и года...

В РФ экологическое образование (по акад. И. Кавтарадзе ЭО - «системообразующий фактор» в образовании в целом – прим. автора) было упразднено сначала в федеральном компоненте, а затем и в ряде регионов. Предмет «экология» стал не престижным и не нужным. И до сих пор в школах области его нет как необходимой учебной дисциплины. Непостижимо, странно, но олимпиады по экологии проводятся ежегодно…

Общественная организация как альтернатива государственному подходу

Тем не менее, намерение продолжить экологическое просвещение привело к идее создания общественной организации. Нашлись единомышленники. В марте 1995 г. учредился Боровичский клуб «Эколог», основной миссией которого стала просветительная деятельность. Важным инструментарием деятельности – комплексные экспедиции и ДЭО. С 1995 года  экспедиции с учащимися партнерстве с ОУ возобновились и не прекращались по текущий год.

Какие же принципы, методы и подходы были положены в основу данного  опыта?

Экспедиции в целом строились на принципах системного подхода и объединения ресурсов местного сообщества: администрации муниципального района, бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений. Эти акции были центральным событием каждого полевого сезона. К ним тщательно готовились. Экспедиции рассматривались как временные малые предприятия. И, вместе с тем, как мероприятия, осуществляемые с целью экологического образования и воспитания учащихся. И, к тому же, что не менее важно, получения определенной продукции - прикладной научной информации.

Природа - образовательное пространство и средство обучения

Исследовательская деятельность в Природе – это полезный переход от изучения пресловутых книжных и глобальных экологических проблем, которые у всех на слуху и которые ни к чему отдельного человека не обязывают, к возбуждению  интереса у школьников к экологии конкретного и мало изученного местного природного объекта, явления. К исследованию маленького озера, болота, редкого лесного уголка, участка поймы реки, местообитания редкого растения, животного. Или к изучению и оценке ущерба, нанесенного людьми уголку местной природы.  

Деятельность подростков в «поле» – это занятия в нетрадиционной  среде обучающей Природы. Она, как известно, по Барри Коммонеру (американский ученый, сформулировавший 4 закона экологии – прим. автора), «знает лучше нас…». Природа нередко подсказывала нам конкретные методические приемы исследований, например, при изучении геопатогенных зон, муравейников и муравьиных дорог, кольцеваний у грибов.

К тому же серьезная отечественная наука свыше 60 лет не изучала природу в глубинах Новгородской области. В наше сложное время, когда «взрослые» научные учреждения сократили объём исследований, молодежные научные объединения часто имеют  возможности, которых нет у старших коллег.

Научная составляющая комплексных экспедиций состояла из программы с перечнем направлений и тем  исследовательских работ. Что, в свою очередь, определялось интересами и уровнем подготовки учащихся и педагогов, выбором соответствующих объектов исследований и оборудования. Большое внимание уделялось методической подготовке. Без нее нет смысла говорить о результатах, о новых знаниях и качественном сборе материала.

-2

Природная среда - это одновременно и многофункциональное образовательное пространство, средство обучения и дидактический материал. И храм, и мастерская! Это и бесплатная лаборатория под открытым небом. Здесь юный исследователь часто сам выбирает предмет и пункт для наблюдений, измерений, отбора проб. Делает записи в полевых дневниках, фотографирует.

А дети по натуре своей - уже исследователи. Преимущества такой обучающей среды очевидны и неоспоримы. Тем более, в сравнении с 40-минутными уроками в скромно оснащенных пока школьных кабинетах биологии и географии. Эти предметы в природной мастерской подростки осваивали не по учебникам, а на конкретных предметах и явлениях.

И нетрадиционная образовательная среда, и новая общность

Надеюсь, читатели поняли, что речь идет, по сути, о полевой экологии - термине, появившемся не так давно. Он ещё не успел войти и закрепиться в учебниках по экологии, которых сегодняшние школьники подчас и не видели.

Ведь исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельный поиск ими способов решения какой-либо задачи. Учащимся с учетом их интересов предлагались конкретные темы и задания на краеведческом материале. Оказывалась помощь в выборе предмета исследований, в формулировке цели и задач, в выборе методов, в планировании хода работ.

Мне могут возразить (и многие родители учащихся возражали), что такие занятия могут стать опасными. И не редко своих детей в «поле» не отпускали. А кто спорит, что в Природе нет опасностей! Да и СМИ, как известно, нагнетают страхи о нашествии и укусах клещей, змей, хищников. Но как гласит пословица: «волков бояться – в лес не ходить». Но ведь ходим же мы в лес по грибы и ягоды. Выезжаем на охоту и рыбалку.

Да, в полевых экспедициях не всегда бытуют комфортные условия. Могут быть  опасности. И даже возможны экстремальные ситуации. Но есть и такое мнение, что в городе человек (тем более ребенок) подвергается не меньшим опасностям, чем в природе. Не случайно основоположники скаутинга придумали способы, как через природу уберечь недорослей из городской среды от безделья и инфантилизма. И привить полезные умения и навыки.

-3

Это не только занятия в нетрадиционной среде, но и пребывание в новой общности (в экспедициях чаще собирались учащиеся из разных ОУ). Здесь у подростков формируются новые социальные отношения. Взаимопонимания, уважения, дружбы и взаимной ответственности. Перед ними открываются новые возможности, источники познания и поступков. Варианты выбора и спонтанности, неожиданностей и открытий, полезного общения и свободы!

Что же удалось сделать за минувшие годы?

Ныне исполнилось 25 лет неординарного в области опыта. За этот период в нашем крае проведены около 30 экспедиций и множество однодневных и многодневных выездов в природу. Уроки школы Природы получили сотни старшеклассников, десятки студентов вузов и техникумов, 25 педагогов, в том числе и с других районов.

Как известно, в любой деятельности важна не столько цель, а результат. В экспедициях выполнен мониторинг 18 памятников природы края. В ряде случаев - детальное их изучение. Среди них: карстовый комплекс Понеретки, Абросимовский и Котельниковский боры, истоки рек Вельгии, Круппы, Серебрянки и Чалпы. Изучались озера: Боровское, Брусничное, Вязово, Вялец, Кривое, Молодиленская цепь в Хвойнинском районе и др.

Выявлены десятки мест обитания местных орхидей. Установлены места гнездовий серых журавлей, обитания живого ископаемого - ручьевой миноги. Обнаружен крупнейший ареал смешанного леса как местная природная аномалия в окрестностях оз. Ужа.

Подготовлены обоснования для инициирования новых особо охраняемых природных территорий на статус памятников природы и ландшафтных заказников областного значения: «Абросимовский бор», «Круппский», «Вязовский», «Яковищенский» («Болото 17 ключей»). Кроме традиционных видов исследований осваивались новые: геобиология, историческая ландшафтная экология, лесоведение и лесоводство, палеонтология, экосоциология.

В результате экспедиций собран материал для 50 тем исследовательских работ. С 1995 г. юные дарования из нашего района участвовали во всех областных конкурсах, в экологических олимпиадах. С 1996 г. - в шести разных Всероссийских и трех международных конкурсах исследовательских работ учащихся по 12 номинациям.

По результатам изысканий учащимися выполнялись экологические проекты: «Экодеревня 21-го века Боровичском районе» (В. Васильев), «Полигон для малых экспедиций» (Д. Иванов), «Духовная и экологическая реабилитация истоков Серебрянки» (М. Кузнецова, Е. Сушкова) и др. С 2010 г. члены молодежного научного объединения «Тропою науки» участвуют в семинарах и конференциях, проводимых национальным парком «Валдайский». Включались в участие в проект Всероссийского географического общества «Моя точка в «Красной Книге».

За указанный выше период юные экологи получили свыше 30 дипломов лауреатов - на областных и 20 призовых мест (7 первых, 2 вторых, 11 третьих мест) – на всероссийских конкурсах. Юные боровичане: А. Петрова, А. Крекель А. Афанасьева, А. Грабар, Р. Бобровский стали обладателями президентских грантов. А. Петрова и Р. Бобровский стали лауреатами престижного международного конкурса «Подрост» («За бережное отношение к лесным богатствам»). Все дипломанты прославили наш город и регион.

Нетрадиционная среда (прежде всего для городских школьников) – ощутимый фактор для всестороннего развития, социализации. И для профессиональной ориентации тоже. Владимир Медянников, выпускник 8 средней школы, вначале изучал мир камня, затем в экспедициях стал непревзойденным пока среди школьников района топографом. Нашел в ней  свое призвание. И с золотой медалью окончил Военно-топографический университет со специализацией в области космической геодезии.

Горжусь тем, что стал преемником замечательного краеведа С. Н. Поршнякова. Считаю его своим учителем. К сожалению, мне не удалось подготовить последователя из педагогов-мужчин – моя главная неудача. Но это и проблема системы нашего образования.

Л. Быков, краевед, эколог, педагог