Имя абстрактной экспрессионистки Ли Краснер часто «терялось» за именем ее мужа — художника Джексона Поллока. После начала романа с ним ее творческая активность заметно снизилась. Но даже с учетом этого Краснер оставила после себя богатое художественное наследство. Ему посвящена большая выставка в лондонском Центре искусств Барбикан. Рассказываем, что Краснер не нравилось в молитвах и от чего она огораживала, но так и не уберегла Поллока.
— Дома Ли Краснер всегда звали Леной.
Она родилась в семье еврейских эмигрантов, покинувших Украину за несколько лет до рождения дочери. Лена была четвертым ребенком в семье. И одновременно первым, кто родился уже на новой родине — в Америке. Несмотря на то, что родители Краснер были религиозными хасидами, а дом наполняли хранящиеся повсюду религиозные тексты, мать с отцом отпустили дочь изучать живопись. Ведь та еще со школьных лет десятками перерисовывала в тетради моделей из рекламных буклетов. На выставке в Барбикан представлен один из ранних выдающихся автопортретов Ли Краснер — его она написала в 1930 году на заднем дворе собственного дома.
— Увлечение Краснер портретной живописью длилось недолго.
В 1937 году она поступила в престижную Школу изящных искусств Ганса Гофмана и там познакомилась с европейским модернизмом. Вскоре художница начала создавать абстрактные полотна и выставляться с группой «Американские абстракционисты». А в 1942-м художник Джон Д. Грэм пригласил Краснер принять участие в совместной выставке модернистов из США и Европы. Так, работы художницы оказались в одном ряду с произведениями Пикассо, Модильяни, Брака и тогда еще «неизвестного» Джексона Поллока.
— С Поллоком к тому моменту Ли Краснер уже была знакома.
Еще в 1936 году на одной из вечеринок подвыпивший художник пытался приставать к молодой абстракционистке, но получил отпор. В то время Краснер была увлечена другим мужчиной. У нее был роман с портретистом Игорем Пантюховым. Это были тяжелые для Краснер отношения. Пантюхов пил, изменял и говорил о Краснер так: «Общество некрасивой женщины меня устраивает. С ней я чувствую себя еще неотразимее». Позже художница увлеклась Виллемом де Кунингом, но в роман это не переросло.
— В начале 1940-х Краснер уже сама пришла в мастерскую Поллока.
И обратила внимание в первую очередь на художника, а уже потом на его работы. В 1942-м они вместе сняли студию на 8-й Стрит, а 1945-м — поженились, а год спустя переехали на Лонг-Айленд. Там Краснер убедила Поллока купить старый фермерский дом. Художница стремилась оградить мужа от соблазнов Нью-Йорка. А огораживать было от чего. Поллок рано начал пить, а в 1938 году даже попал в реабилитационную клинику, где четыре месяца лечился от алкогольной зависимости. Краснер вытягивала Поллока из нее и возвращала к живописи. Ли даже отказалась завести ребенка, чтобы все время посвящать мужу. Сам художник признавался, что только благодаря жене не умер.
— Сама Краснер период жизни с Поллоком обозначала как «выпавший» из ее творчества.
И признавала, что находилась в тени мужа. Остается только догадываться, каково это было для нее. До Поллока Краснер вела независимый образ жизни и презирала традиционные представления о роли женщины в семье и обществе. Еще в подростковом возрасте будущей художнице не понравились слова молитвы о том, что Бог создал мужчину по своему подобию, а женщину — как счел нужным.
— В доме на Лонг-Айленде в конце 40-х годов Краснер начинает писать первую значительную по объему серию абстрактных картин «Миниатюры».
Работы из нее представлены на выставке в Центре Барбикан. Художница отказывается от кубизма и создает новую живопись.
Сама она называла ее «иероглифической». Краснер признавалась, что «Миниатюры» были навеяны ей воспоминаниями от текстов на иврите. В детстве она мало их понимала, но буквы казались ей магически стройными.
— Поллок изменял Краснер.
И, узнав про очередную любовницу, художница уехала в Европу. Там она получила новость о том, что Поллок погиб в автокатастрофе. Вернувшись в США, художница стала составлять коллажи из собственных работ и произведений мужа. А затем переключилась на масштабные полотна. На выставке в Центре Барбикан представлена картина «Комбат» 1965 года, длина которой превышает четыре метра.
— Ли Краснер пережила мужа почти на три десятилетия.
Она скончалась в 1984 году. А всего через полгода после ее смерти в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась ее ретроспектива. Краснер вышла из тени мужа. Это признали критики, которые называли ее уже не «миссис Поллок», а «пионером абстрактного экспрессионизма».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.