Все, наверное, знают историю Матиуса Руста, который 28 мая 1987 года посадил свой легкомоторный самолет на Красную площадь (вернее на Большой Москворецкий мост, но Красная площадь звучит, конечно, лучше). Однако в истории наших военно-воздушных сил были истории и посильнее.
4 июля 1989 года на польском аэродром Колобжег, на котором базировалась одна из авиационных частей Северной группе войск СССР, был обычный летный день. Лётчик 1-го класса полковник Скуридин Н.Е. поднялся в воздух на истребителе МиГ-23М с бортовым номером 29 для восстановления навыков пилотирования после отпуска.
Однако меньше чем через минуту после старта двигатель стал стремительно терять обороты. Времени в обрез, высота совсем небольшая, решение одно - катапультироваться. Полковник повредил руку при катапультировании, но в данной ситуации это не так и плохо.
А вот с самолетом история интереснее. Наши отцы-командиры уже через час доложили наверх что самолёт «упал в море, никакого ущерба при этом не причинил». Тут они, конечно, слишком поторопились. Оказалось что вскоре после катапультирования двигатель снова начал набирать обороты. Двигатель работает, автопилот включен, пилота правда нет за штурвалом - да кому он нужен, когда техника в поряде. И наш МиГ-23 направился на запад.
Он беспрепятственно пролетел через Польшу и ГДР (система "свой-чужой" работала исправно). Дальше граница с ФРГ. Ну, тут-то его конечно американцы перехватят и собьют - думает читатель. Не совсем. То есть наш истребитель, разумеется, обнаружили. Два F-15 были подняты на перехват. Представляю себе выражение лиц у пилотов, когда они обнаружили в западно-германском небе советский кстребитель без пилота. Еще более интересно было бы послушать как они пытались убедить диспетчера, что это не шутка.
А вот дальше что-то пошло не так. Миг-23 пролетел пролетел над ФРГ и Нидерландами и его так и не сбили. А ведь это не легкомоторный самолетик Руста, а боевой истребитель противника. В небе над Бельгией у нашего самолета наконец кончилось топливо и он рухнул на ферму в деревне Беллегем. К сожалению не обошлось без жертв, при падении самолёта погиб 19-летний бельгиец. СССР пришлось выплатить Бельгии компенсацию в размере 685 000 долларов.
Так что на проверку оказалось, что противовоздушная оборона НАТО облажалась так же, как и наша в случае с Рустом.
История абсолютно правдивая, вот ссылка на Википедию для проверки.
Если вам история понравилась, лайкайте, не стесняйтесь. Ну или подписывайтесь :) Буду благодарен.