Беспорядок на каждого человека влияет по-своему. Творческие люди скажут, что у них все лежит на своих местах, даже если в шкафу, образно говоря, взорвалась бомба. А вот педантичные личности схватятся за голову и в панике начнут метаться по квартире, убирая разбитый кошкой горшок и разбросанные детьми игрушки.
На самом деле, беспорядок — это генератор тревожности и стресса. В большинстве случаев он вызывает негативные эмоции и ощущение, что вы находитесь на грани помешательства. Психолог Шерри Борг Картер утверждает, что захламленный дом, кабинет, рабочий стол вызывают беспомощность и усталость, которые, в свою очередь, отрицательно сказываются на нервной системе и здоровье в целом. Многие даже не подозревают, что именно беспорядок является основной причиной плохого настроения и взвинченного состояния, когда мы срываемся на окружающих.
Основных причин, по которым беспорядок мешает продуктивности и креативности, а также провоцирует стресс и тревожность, много. Например:
• Когда вещи лежат не на своих местах, они выступают в качестве мелких раздражителей и заставляют чувствовать себя разбитыми. В таких ситуациях ваши чувства работают сверх нормы, вы не можем себя контролировать, негативные эмоции выплескиваются наружу.
• Беспорядок отвлекает внимание, не позволяя сконцентрироваться на выполнении важных задач. Вспомните ситуацию, когда вы работаете дома, и вместо того, чтобы ответить на важное сообщение или составить план действий, смотрите на захламленный ненужными вещами стол. Было такое? Мы уверены, что да.
• Хаос не позволяет расслабиться ни физически, ни эмоционально. Вы сидите как будто на иголках, постоянно ощущая какой-либо подвох. Вам кажется, что работа никогда не закончится.
• Вас постоянно посещают невеселые мысли по поводу того, как вы будете разгребать этот бардак, и какое количество времени займет этот длительный процесс.
• Вас угнетает чувство вины за то, что дома такой беспорядок. Особенно оно усиливается, когда кто-то неожиданно заходит в гости, а у вас гора немытой посуды и одежда раскидана по всему дому. Неловкий момент, правда?
• Хаос, который царит в вашей квартире, блокирует креативное мышление и не позволяет работать с желаемой продуктивностью. Впрочем, есть и исключения: творческие люди, упомянутые выше. Для них беспорядок, наоборот, выступает своеобразной музой, вдохновляющей на создание новых шедевров.
• Когда в квартире беспорядок, очень сложно найти нужные вещи.
Да, беспорядок — тот еще генератор стресса, но с ним не так сложно бороться, как кажется на первый взгляд. Стратегий борьбы с беспорядком несколько, и если вы возьмете их себе на вооружение, то ваша жизнь станет проще и лучше. Итак:
• Если в доме хаос, в углах паутина, а ковры не чистились уже год, зовите на помощь всех членов семьи. Во-первых, так вы быстрее справитесь с уборкой (достаточно лишь распределить между всеми рабочие участки), а во-вторых, будет веселее. Старайтесь пореже устраивать отдых, иначе лень не позволит вам завершить начатое.
• К сожалению, беспорядок — как болезнь: как бы усердно вы от него ни пытались избавиться, рано или поздно он вернется. Чтобы этот момент наступил как можно позже, защитите свое личное пространство от «вторжения» хаоса. Сделать это очень просто: определите постоянное место для вещей, которыми вы регулярно пользуетесь: одежда — в шкафу, косметичка — в ящике, тетради, ручки, блокноты — в столе и так далее. Еще один полезный совет: оборудуйте как можно больше систем хранения (можно скрытых). Шкафы, комоды, тайное место под подоконником, выдвижные ящики — все это позволит держать меньше предметов на виду, а значит, не будет создаваться ощущения бардака.
• Избавьтесь от бесполезных вещей.
• Старайтесь проводить уборку с удовольствием. Превратите ее в очередное хобби, и тогда тряпка для пыли и пылесос не будут казаться пыткой.
• Старайтесь сразу класть на место все предметы, которыми вы пользуетесь. Не оставляйте расческу на столе, футболку на диване, а пудру на тумбочке, если для них предназначены совершенно другие места хранения. Только так вы сможете предотвратить образование завалов.
• Если по работе или учебе вам нужно изучать большое количество бумаг, заведите для них отдельную папку. Таким образом, на вашем столе будет порядок и вы в любой момент сможете найти нужные документы.
• То же самое касается газет, журналов, писем и других бумажных изделий. Выделите несколько часов для того, чтоб просмотреть их и рассортировать.
• Правила уборки касаются не только квартиры, но и офиса, где вы работаете.