Не очень давно я публиковал материал, в котором перечислял наиболее известные сообщения о немецких парашютных десантах во время Великой Отечественной войны. Ссылку на статью дам на всякий случай в конце, для тех, кто не читал.
Таких сообщений было немало, и речь не только о слухах и упоминаниях в таких источниках, как мемуары, но и в реальных документах. Согласно этим документам, десантов было немало, причем некоторые были весьма крупные. Достаточно в качестве примера привести, что по советским данным город Лепель был захвачен крупным воздушным десантом, в составе которого было до 60 танкеток.
В данном материале я не буду рассказывать о том, что на самом деле Вермахт не высадил ни одного из упомянутых парашютных десантов, не считая небольших диверсионных групп.
Интересно, как мне кажется, узнать, на чем базировались слухи о десантах, и особенно о танках, которые немцы могли высаживать в советском тылу.
Перед войной немецкое командование уделяло достаточно внимания развитию воздушно-десантных войск. Правда, на удивление противника, особенно советского командования, сформировано было ничтожно мало: лишь одна парашютно-десантная и одна посадочно-десантная дивизии. Недоумение Красной Армии легко понять: представить, что немцы могли готовить операцию по высадке на Британские острова, имея лишь одну дивизию для парашютного десанта и правда сложно.
Но это было именно так. Немецкие десантники были отлично подготовлены, специальное вооружение для воздушно-десантных войск имелось, немецкая транспортная авиация тоже заслуживала лучших отзывов. Но все это было в небольших количествах, с советскими масштабами и близко нельзя было сопоставить.
Снабдив своих парашютистов специальными автоматическими винтовками, миномётами, полугусеничными мотоциклами, командование Вермахта не забыло и про танки.
Тем более, что были разработаны не просто грузовые планеры, но и настоящие гиганты, не имеющие аналогов в других странах. Речь про планер Me.321, работы над которым начались в конце 1940 года. Он мог перевозить танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, штурмовое орудие StG III, тягачи, зенитные и тяжелые полевые пушки. Ну или что-то более легкое, но в большем количестве. Можно было так же взять на борт две сотни пехотинцев. Позже его превратили в самолёт Me.323, установив шесть двигателей.
Хотя Me.321 мог перевозить самые тяжелые образцы бронетехники, состоявшие в тот момент на вооружении Вермахта, это не отменяло идеи создания специального танка для воздушно-десантных войск. Тем более, что гигантские планеры стали разрабатывать намного после того, как было выдано задание на проектирование специального танка под индексом VK 6.01. И поскольку о создании планеров-гигантов тогда никто и не думал, то и новая машина должна была быть очень легкой. Как видно из названия, масса должна была составлять около шести тонн. Это как раз такой вес, под который во всех странах создавались или планировались грузовые планеры.
Возможно, советская разведка узнала про разработку авиадесантных танков в Германии, а потому в Красной Армии и ожидали танков с неба. Тем более, что в самой РККА танки в воздушно-десантных войсках имелись.
Новый танк командование Вермахта рассчитывало получить к началу 1941 года, но работы затянулись. Во многом тут сыграло свою роль и то, что немецкое руководство потеряло интерес к воздушным десантам. После захвата Крита, где и единственная парашютно-десантная дивизия, и транспортная авиация, понесли большие потери, для крупных операций просто не было сил.
Поэтому работы над авиадесантным танком велись неспешно. Собственно, по причине отсутствия воздушно-десантных войск, эту машину уже переклассифицировали в разведывательный танк. А в этом качестве у него было много конкурентов, причем более подходящих для такой роли.
Так что первый прототип пошёл на испытания лишь летом 1942 года. Ему присвоили название Panzerkampfwagen I Ausf.C. С прежней «единичкой» (то есть Pz.Kpfw.I Ausf. A и Pz.Kpfw.I Ausf. B) общего было мало, кроме калибра вооружения.
А вооружение было уникальное. Кроме обычного пулемёта, в башне устанавливалось полуавтоматическое противотанковое ружьё калибра 7.92 мм Einheitswaffen 141. Пуля из такого ружья вылетала со скоростью 1170 м/с и на дальности 100 метров пробивала 25-мм броню под углом 60°.
Танк имел массу в 8 тонн, лобовая броня была 30 мм, скорость развивал до 80 км/час и мог пройти до 300 км.
Выпустили их всего 40 (по другим данным – 46) машин, и большинство отправили в резервные части. Для десанта они не требовались, а как разведчики уже тоже мало годились.
Но вот если бы всё было так, как представлялось весной 41-го года советскому командованию, и немцы действительно имели пять-семь воздушно-десантных дивизий. Парашютный десант силами до дивизии в глубоком тылу Красной Армии. Затем вторая волна, в которой ещё одна дивизия посадочным способом, да к ней ещё полсотни, а то и больше, танков.
Даже представить страшно.
Я обещал в начале ссылку на статью, вот она: «Воздушные десанты Вермахта на Восточном фронте»
И подписывайтесь на мой канал, постараюсь ещё много интересного предложить.