Как учат учебники по маркетингу, «покупатель приходит не за конкретным товаром, а за удовлетворением своей потребности» .
Работая в книжном, убедилась, как затейливы порой эти потребности. Ниже подборка реальных случаев - попробуйте отгадать, чем руководствовались в них покупатели.
1. Двое хохочущих ребят покупают отрывной календарь «Худеем с каждым днем». Подумав, берут еще один экземпляр. Как думаете, зачем?
(ответы ниже)
2. Женщина выбирает компьютерную литературу. Критерии: все равно что, но подешевле и обязательно старых годов издания. В чем тут фишка?
3. Девушка покупает надувную книжку для ванной «Пингвинёнок». Делится с нами, что берёт её в подарок начальнику, и логично объясняет, почему.
4. Новоиспечённая бабушка заглядывает в магазин с младенцем на руках. Он в белом конвертике и перевязан голубой ленточкой, такое впечатление, что они из роддома сразу пошли в книжный. И спрашивает она... что?
5. Женщина ходит по магазину и откладывает себе книги с разных полок. С интересом наблюдаем. как растёт её стопка: Улицкая, женские детективы, распродажные романы-катастрофы, любовные романы...
В итоге набралось столько, что еле уместилось в полноформатный пакет с ручками. Она сказала, что берёт их для свекрови, которая сейчас на даче, а в таком количестве, потому что...
6. Интеллигентная бабулька спрашивает карту, где была бы подробно Сибирь, конкретно её интересуют реки - где текут, куда впадают. Находим ей крупномасштабную карту России. И она рассказывает, что с ней будет делать...
ОТВЕТЫ
1. Хохочущие ребята купили календарь про похудение для своего объёмного коллеги. Опасаясь, что он в сердцах выбросит "подарочек", они взяли второй экземпляр.
2. Женщина, которая ищет компьютерную литературу, работает библиотекарем. Ей надо закрыть недостаток фонда, не привлекая внимания новыми книгами.
3. «Вы знаете, у нас начальник помешан на пингвинах, всё с ними коллекционирует, даже в экспедицию спасать пингвинов собирался, вы заказывайте, я у вас куплю, если ещё какие книги будут!»
4. Бабушка с младенцем спрашивала "Книгу про имена". Купила со словами: "Вот пусть теперь папа прочитает и выберет наконец!"
5. Свекровь нашей покупательницы живёт на даче и "чем больше у неё там будет книг, тем дольше она не будет к нам приезжать".
6. У бабульки сын-байдарочник, путешествует один: "Проплыл все озеро Байкал, звонил мне из N., я теперь по карте буду смотреть, где это, и представлять, куда дальше".
БОНУСНАЯ ИСТОРИЯ
Пожилая пара изучает ассортимент нашего магазина – с чувством, с толком, с расстановкой. Предлагаю свою помощь и становлюсь слушательницей истории об удивительном хобби – быть посредником между Книгой и Человеком.
Началось всё с объявления. Где-то на краю земли была тюрьма, которая просила помощи в формировании библиотеки. Они отправили туда посылку. А потом уже целенаправленно стали дарить словари детским домам и школам.
Словарями дело не ограничилось: путешествуя по разным областям, они покупали какие-нибудь специальные малотиражные издания и распространяли в других уголках страны – например, книгу о Даргомыжском, изданную то ли в Питере, то ли в Пскове, привезли в наш местный музей, на родину композитора, где о ней и не подозревали.
У нас они, правда, так ничего и не купили, посетовав на современные цены.
См.также: "Байки из-за книжного прилавка.Ч.1"