Найти тему
Светлана Иванова

«Пью чужую молодую энергию...»

Я поступила в педагогический институт на романо- германский факультет.

Но не о педагогике я мечтала...

Работать в школе не собиралась, готовилась в стюардессы. 

И рассказывала об этом всем подряд.

Однажды пошла в театр с приятельницей - выпускницей института иностранных языков им. Мориса Тореза.

Я и ей поведала, что в школу не хочу, летать собираюсь.

Надо пояснить, что наш институт распределял выпускников дневных отделений в школы, где они обязаны были отработать 3 года учителем иностранного языка. 

А институт иностранных языков не обеспечивал своих студентов местом работы.

Приятельница моя зачем- то уточнила номер школы, куда меня направили...

Два месяца после окончания института я пыталась увильнуть от отработки по распределению, но не получилось...

И вот наконец звоню в школу.

А мне сообщают, что вместо меня у них работает ... и называют имя и фамилию той самой приятельницы.

-Как же так? Почему?

-Она сказала, что вы в школу не придете, поступаете на работу в Аэрофлот. Вот мы ее и взяли вместо вас. Она у нас уже целый месяц трудится. Всего вам доброго!

Гудки...

Я в панике. А между тем уже 29 августа, через два дня начало учебного года. И что же мне делать? 

Мама весь мозг вынесла:

« Простодыра! Вечно тебя все обманывают! Как ты жить будешь?» 

Ну и все в таком духе.

Я заперлась в ванной. 

Заодно и помылась.

Выхожу с чалмой на голове.

И тут папа приносит толстенный телефонный справочник, открывает страницы с номерами школ.

«Звони. Может куда- нибудь устроишься...» 

Вздыхаю и начинаю обзванивать школы, предлагая свою кандидатуру. Сначала близлежащие, потом все подряд.

Где-то меня посылали, где-то смеялись... Пару раз предложили место учителя пения и пионервожатой.

Это все...

Я почти реву. А ведь у меня день рождения. 

Вытираю слезы и вижу, что отдельно перечислены спецшколы. Туда вообще невозможно устроиться без блата, но решила и их обзвонить для смеха.

Чем черт не шутит...

И вот в школе номер 57 мне отвечают, что вакансия у них есть. Но им нужен опытный педагог, а не вчерашняя студентка. 

— Приходите на всякий случай. Завтра у нас педсовет.

Прихожу ни на что не надеясь. 

А на педсовете меня представляют как молодого специалиста Светлану Юрьевну- учителя немецкого языка. 

Это место до последнего держали для своего человека, но что-то не срослось. 

Вот меня и взяли, как потом завуч говорила «с улицы».

Доверили мне два вторых класса, шестой, седьмой и восьмой.

Я обрадовалась.

Но напрасно.

На, тебе Боже, что нам негоже. Судите сами.

Второй класс - начало обучения. Восьмилеткам надо было с нуля объяснять правила немецкой грамматики, научить их говорить, читать, и писать по- немецки.

Шестой и седьмой классы — самые трудные, потому что дети в эти годы входят в переходный возраст. 

Тинейджеры, однако.

Слово английское, образовано от возраста, где есть суффикс teen: thirteen, fourteen, fiveteen... и так до девятнадцати.

Тринадцатилетние ученики— самая сложная публика.

Они уже не дети, но еще и не взрослые, хотя стремятся вести себя независимо и часто дерзко. Чуть дашь слабину и пиши пропало...

Надо очень постараться, чтобы они тебя признали.

А восьмиклассники в то время были отчасти выпускниками.

Ведь в Советском Союзе было десятилетнее образование. 

Но часть ребят оканчивали восьмилетку и поступали в техникумы или ПТУ. 

В конце восьмого класса сдавали выпускные экзамены по русскому и математике, а в спецшколах и по иностранному языку.

То есть, по выходе из института я должна была научить детей немецкому с нуля, найти общий язык с ехидными нигилистами- подростками и подготовить восьмиклассников к выпускным экзаменам!

Но были и приятные моменты.

Так в спецшколе класс для эффективного изучения иностранного языка делился на три группы.

То есть примерно по 10-12 человек , тогда как в обычной школе— на две.

Почувствуйте разницу.

В первый день второклассников собрали в актовом зале. Торжественно объявили им, что отныне они начинают изучать немецкий язык.

И представили учителей, которые будут работать в их классах. 

Там была Любовь Петровна- теткообразная женщина с косой вокруг головы .

И тезка Ленина— Владимир Ильич - мужчина , как Карлсон, в самом расцвете сил, полноватый, лысоватый с толстыми влажными губами.

И я в наглой красе своих двадцати трех лет и в импортных шмотках впридачу.

Моя младшая сестра работала в 235 м правительственном авиаотряде.

Она уже летала заграницу и покупала одежду там и в валютных магазинах на чеки. 

Ольга и мне привозила красивые вещи, да и свои разрешала надевать. 

В общем я произвела впечатление.

Потом одна моя из моих любимых учениц -Леночка Эстрина- по секрету сообщила , что все, как один, мечтали попасть в группу именно ко мне... 

С малышами у меня сразу случилась взаимная любовь.

Я заходила к ним в класс и сразу забывала обо всех бедах.

А как иначе, если тебя встречала дюжина влюбленных горящих глаз! 

С ними я отрывалась по полной: песни пела, прыгала, игры разные придумывала. 

Вот к примеру, у меня была мягкая игрушка — обезьянка Чарли. И я задавала глупые смешные вопросы от лица обезьянки. Дети должны были исправлять ее ошибки и давать правильные ответы. 

Но сначала они закатывались от хохота. Они заряжали своей любовью меня, а я их.

Когда звенел звонок с урока, некоторые детишки плакали— хотели продолжения...

Но кроме игр и веселья я должна была вложить в их детские головки правила сложной немецкой грамматики. 

Я периодически устраивала родительские собрания и объясняла мамам и папам, чем мы занимаемся на уроках.

Хорошо помню, как писала на доске для родителей десять глаголов, которые дети должны были выучить в первый месяц. 

Так я закладывала основу.

Просила родителей каждый день проверять у детей домашнее задание.

Они не роптали, относились ко мне с уважением и ответственно подходили к моим поручениям.

С подростками дело обстояло не так радужно. Они меня не тролили, конечно. Но и особого рвения на уроках не проявляли. 

Дело осложнялось еще и тем, что в то время для них не было учебников.

Старые были упразднены, а новые в спецшколы еще не поступили.

Опытные учителя имели в своем арсенале какие-то свои, как они шутили, «ненаглядные» пособия. 

У меня же кроме веры в себя и молодого задора не было ничего.

Но как-то справлялась...

А с восьмиклассниками были свои пикантные нюансы ...

То, что выглядела я не старше своих учеников- акселератов— полбеды.

Я была с ними на одной волне, как будто мы ровесники...

И это пугало. 

Утешала себя мыслью, что это не я недоразвитая, а они шибко умные.

Смешливая от природы, я с трудом сдерживалась, чтобы не хохотать над их шутками. 

Как сейчас помню:

пишу на доске новые слова для интерпретации газетного текста.

Одно из них — UNO — заимствование из английского, означает 

United Nations Organization. (англ) — 

Организация объединённых наций.

Не успела слова вымолвить, как слышу радостное

« uno, uno, uno momento...»

И вся мужская половина дружно подхватывает куплет и пока не допели до конца,не успокоились.

Мне бы рассердиться, ведь о серьёзных вещах толкуем, а я смеюсь вместе с ними...

Иногда прежде чем войти в класс, напоминала себе, что я — учительница Светлана Юрьевна. 

Но когда они начинали хохмить, с трудом сохраняла серьезный вид. 

Однажды они разошлись не по- детски. Я никак не могла продолжить урок. Села за стол, что-то трагическим голосом произнесла и закрыла лицо руками...

Мои детишки замолчали. 

Сижу и чувствую, что пауза затянулась... 

Но не знаю, как выйти из этого состояния.

И вдруг слышу дрогнуший голосок самого буйного весельчака:

« Светлана Юююрьевна...»

И я взрываюсь от хохота, 

и весь класс вместе со мной!

А ещё у меня была в этом классе симпатия— Лешка Карпенко.

Отъявленный лентяй и шалопай, на моих уроках он вел себя прилично. Даже отвечал, когда я его вызывала.

Правда, всем видом демонстрировал, что все это ему совершенно безразлично, смотрел куда-то в сторону и нехотя выдавливал из себя немецкие слова.

А у меня голос теплел, когда я с ним разговаривала.

Был он по- мужски убедителен. Эта энергия либо есть, либо нет. И неважно сколько лет мужчине.

Лешка чувствовал мое особое отношение, да и сам был ко мне не равнодушен.

Весь класс буквально замирал, когда я вызывала его к доске.

И это было так забавно и трогательно...

Мой муж моложе меня на семь лет, почти как Лешка.

Но рядом с ним я чувствовала себя девчонкой.

Но и в женщине должна быть особая энергия, привлекающая мужчин любого возраста.

Я привыкала к школьным будням...

С детьми проблем не было,

 и с коллегами- учителями быстро нашла общий язык.

Мне удалось внести свежую струю в их устоявшийся мирок.

Вот только с начальством отношения не складывались. 

Завуч школы по иностранным языкам невзлюбила меня за то, что я попала к ним «без блата, с улицы». 

Она мечтала доказать мне и всем остальным, что я недостойна работать в такой школе. 

Постоянно бегала на мои уроки, мечтая подловить меня на незнании чего-либо или на недобросовестной подготовке к занятиям.

Ничего серьёзного нарыть не могла, но не успокаивалась.

Я переживала, конечно.

Но может быть это и заставило меня все- таки воплотить в жизнь свою мечту и устроиться на работу в 235й правительственный отряд.

Нем более, что сестра уже летала по всему миру. 

А я чем хуже?

Я после шести уроков говорить не могла. 

В прямом смысле: связки уставали, голос садился.

Весь остаток дня хранила молчание, словно обет безмолвия дала.

А еще вечером мне надо было подготовиться к занятиям на завтра. Написать подробный поминутный план каждого урока. 

Придумать что-нибудь интересное для малышей.

Для тинейджеров какие-то грамматические упражнения выдумать, учебников-то не было.

А с восьмиклассниками я строго по учебному плану темы к экзаменам готовила.

Словом, работы непочатый край. 

И за такой тяжелый труд я получала всего 150 рублей.

Денег не хватало катастрофически.

И когда Ольга жаловалась на усталость, вернувшись из Токио, я ее искренне не понимала...

А еще мне не хватало коллектива ровесников.

 С одной стороны были дети, для которых я была учителем.

А с другой стороны учителя, для которых я была девчонкой.

Из мужчин только прихрамывающий военрук, трудовик лет шестидесяти и тот самый Карлсон в самом расцвете сил.

Ура не крикнешь...

Так что я упорно пробивалась к своей цели.

Прошла мандатную комиссию в летный отряд. И началась проверка документов.

Проверяли все и вся!

В анкете были разные вопросы.

К примеру, есть ли у вас родственники заграницей или были ли вы или ваши родственники на оккупированных территориях.

Месяца через два приходит положительный ответ.

И оказалось, что можно не отрабатывать срок распределения до конца.

В школе я отработала полтора года.

Перед моим уходом завуч решила провести проверку знаний во всех моих классах.

Она лично принимала экзамены у моих малышей.

Хорошо помню, что в моем любимом к тому времени уже 3 «А» она поставила девять пятерок, две четверки и всего одну тройку. 

После моего ухода из школы она рассказывала молодым учителям об обезьянке Чарли и меня вместе с ней добрым словом упоминала...

Больше всего мне было жаль расставаться с малышами. 

Я очень долго не могла сказать им, что после каникул у них будет другой учитель.

И вот во время новогоднего утренника решилась.

После моих слов дети в карнавальных костюмах—снежинки, гномики, факиры, мушкетёры облепили меня со всех сторон. Кто-то повис на руке, кто-то ногу обнял, кто-то гладил меня по щеке, кто-то пытался поцеловать , кто-то просто прижался лбом к животу...

Многие плакали...

И я еле сдерживалась, чтобы не разрыдаться в голос.

А у окна чуть в стороне застыли родители.

Мама моей звездочки Наташи Перфиловой сказала :

« Светлана Юрьевна! Запомните эти минуты. Больше никто никогда не будет любить вас так искренне, как наши дети...»

Они меня долго не забывали. Письма писали, поздравляли с днем рождения и с 8 марта.

Знаю точно, если бы я осталась в школе, многого бы добилась. 

Оказалось, что педагогика— мое призвание.

Жалею ли я об упущенных возможностях?

Нет!

Скучно мне было в замкнутом пространстве. 

Королевство маловато, разгуляться негде! 

 Сестра летала с королем Испании, с Шеварднадзе и с Ельциным, а я в компании с трудовиком и Карлсоном?!!

2 го января 1986 года я села за парту в УТО ( учебно- тренировочный отряд) во Внуково...

Начиналась новая эпоха в моей жизни... 

А педагогический талант и опыт работы в школе очень пригодился в моей летной карьере.

Эта фотография сделана в июле этого года после тренинга по работе в высоких классах в офисе Аэрофлота в Мелькисарово.

Учить современную молодёжь в век интернета совсем не просто.

Надо постоянно учиться самому, чтобы тебя слушали, слышали и верили тебе.

Ширвиндт признается:

«Я сорок два года преподаю в институте, а это чистый вампиризм: пью чужую молодую энергию, высасываю ее из студентов».

Согласна с ним на 100 %.