Все чаще россияне отказываются отвечать на вопрос о власти.
Были, кажется, лучшие дни.
Согласно новому опросу ВЦИОМ, одного из ведущих российских избирательных агентств, доверие к президенту России упало до рекордно низкого уровня-31,7 процента. Поскольку экономика борется и реальные располагаемые доходы, похоже, будут снижаться шестой год подряд, ожидается продолжение падения рейтинга. Однако, после некоторого замешательства со стороны Кремля, то же самое агентство выпустило новый опрос с использованием другого метода и дало число почти в два раза больше.
Русские не доверяют Путину так, как раньше. И другим политикам они тоже не доверяют.
Сколько россиян доверяют Путину и одобряют его работу?
Основная история популярности Путина достаточно знакома. Красная верхняя линия на рисунке ниже, взятая из опросов WCIOM с 2006 по пару недель назад, показывает процент людей, говорящих, что они одобряют работу, которую президент России выполняет. Это показывает большой спад в 2008 году, когда Путин передал президентство Дмитрию Медведеву, затем последовал постепенный спад и небольшое восстановление, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году, а затем наступил массовый и продолжительный удар после аннексии Крыма. Этот вопрос ближе всего к гипотетическим выборам.
Однако синяя средняя линия на графике-это та, что в новостях: процент людей, которые говорят WCIOM, что они доверяют Путину. Он отражает линию одобрения, но не страдает от падения Медведева в 2008 году, потому что речь идет о самом Путине, а не его поста Президента. Линия внизу-это разрыв между одобрением и доверием. Когда Путин у власти, он имеет тенденцию колебаться между 20 и 30 процентными пунктами; разрыв сокращается, когда Медведев является президентом, потому что рейтинги одобрения Медведева ниже, чем у Путина.
Доверие ниже, чем одобрение, потому что доверие-это эмоциональная реакция на опыт. Я могу одобрить то, как сантехник починил мою раковину, но означает ли это, что я ему доверяю? Как и с сантехниками, так и с президентами: определенная часть людей в обществе будет более или менее удовлетворена работой, проделанной в стране, но только часть этих удовлетворенных людей будет иметь положительный эмоциональный отклик на эту работу. Возможно, неудивительно, что затянувшийся экономический спад ослабил эмоции людей и, следовательно, их доверие.
Но ситуация намного сложнее. На рисунке ниже верхняя линия-это доверие к Путину, как и на предыдущем графике. Но линия внизу-это количество людей в каждом раунде опросов ВЦИОМ, которые говорят, что они не доверяют Путину. Как ни странно, даже когда доверие к Путину падает, количество людей, говорящих WCIOM, что они ему не доверяют, остается практически плоским.
Люди,всё чаще боятся высказывать свою позицию и предпочитают молчать.
Россия привыкла видеть себя частью Европы. Народ просыпается.
Однако эта последняя цифра показывает четыре различных периода. В двух из них — в периоды того, что мы могли бы назвать созвучием, — тенденции не-ответа движутся вместе. Во второй половине второго срока Путина, с 2006 по 2008 год, отсутствие ответов на оба вопроса снижается, поскольку и одобрение, и доверие находятся на относительно высоком уровне. И от аннексии Крыма в 2014 году до переизбрания Путина в 2018 году, неразглашение начинается с низкого, но постепенно подползает к обоим вопросам, поскольку нерешительная экономика подрывает энтузиазм людей, даже если социальное давление, чтобы дать “правильные” ответы, остается высоким. На протяжении большей части этого периода показатели одобрения и доверия Путина находятся на рекордно высоком уровне. (Светло-голубые линии на графике приблизительно обозначают начало и конец этих периодов.)
Но есть также два периода того, что мы могли бы назвать диссонансом: когда линии недоверия и одобрения движутся в противоположных направлениях. Первый из них начинается с президентства Медведева и продолжается вплоть до Крыма: по мере падения одобрения падает и число людей, отказывающихся отвечать, но по мере падения доверия растет число людей, не отвечающих на вопрос. (Он падает, когда Путин возвращается в Кремль в 2012 году, но он снова возвращается. В этот период Путин столкнулся с самым серьезным политическим вызовом на сегодняшний день-протестами на Болотной в 2011-2012 годах. Даже если внешне все было в порядке, под поверхностью скрывались неприятные эмоции.
Россия привыкла видеть себя частью Европы. Вот почему всё изменилось.
Второй период диссонанса, в котором мы находимся, начался с переизбрания Путина в 2018 году. И снова число людей, избегающих вопроса об одобрении, падает, в то время как число людей, избегающих вопроса о доверии, растет. На самом деле, разрыв между коэффициентами недоверия и одобрения никогда не был больше, чем сейчас. Число людей, которые просто смотрят в другую сторону, когда их спрашивают, доверяют ли они российскому президенту, никогда не было выше — и пропасть между сердцами и умами россиян становится все глубже.
[Хотите больше анализа России TMC? Вот, держи.]
Самуэль А. Грин (@samagreene) - российский политический обозреватель и директор Института России при Королевском колледже Лондона. Его книга " Путин против народа: опасная политика разделенной России” (написана в соавторстве с Грэмом Б. Робертсоном) выходит на следующей неделе из Йельского университета.