«Не уверен, что путешествие всегда оканчивается возвращением. Человек никогда не может вернуться к исходному пункту, так как за это время изменился. И, разумеется, нельзя убежать от себя самого: это то, что мы несем в себе, — наше духовное жилище, как черепаха панцирь…»
А. Тарковский
Начиная с 1979 года Андрей Тарковский, набираясь "духовного опыта" для фильма "Ностальгия"(который вышел в 1983г) и размышляя над самой сутью этого понятия, активно путешествует и снимает на камеру Polaroid.
Ностальгия являет собой переживания по состоянию души, которое сопровождало нас в определённые момент нашей жизни. Многие места, которые связанны с нашим прошлым, вызывают в нас тягостную меланхолию, которая основана на том, что мы способны лишь в своей голове воспроизвести образное воспоминание, но чувства и эмоции, которые нас сопровождали в тот момент - нам не доступны.
Эти фотографии - символ того, что настоящее ценно своей полнотой, а прошлое искалечено несовершенством нашего сознания.
Лично у нас, глядя на эти фотографии, появляется тоска по детству. Такому далёкому и недоступному, но живущему внутри нас детству, которое было полно мечтаний и хрупкого детского счастья.
60 фотографий, которые были сделаны в Италии, на Воробьевых горах, в деревне под Рязанью и просто в кругу семьи, составили альбом "Instant Light: Tarkovsky Polaroids", который был выпущен сыном Тарковского в 2006 году в Англии.
"Тарковский часто размышлял о том, как летит время, и хотел остановить его, даже с этими быстрыми выстрелами Полароида. Меланхолия видения вещей в последний раз - очень таинственная и поэтическая сущность, которую эти образы оставляют у нас. Андрей хотел быстро передать свое удовольствие другим. И они чувствуют себя как любящие прощания », пишет Тонино Гуэрра, друг Андрея.