Найти тему
Игровые миры

Пиратство - хорошо или плохо?

Оглавление

Всем привет! Сегодня я хотел бы немного отступить от основной темы канала - вымышленных мирах в играх - и поговорить о вещи, которая к играм имеет не меньшее отношение. Вещь эта - пиратство, так что поправляйте свою шляпу, проверьте содержимое фляги, покормите попугая на плече и на борт!

Автор не одобряет нарушения авторских прав и ни к чему не призывает. Ниже представлена лишь собранная информация и личные выводы.
Автор не одобряет нарушения авторских прав и ни к чему не призывает. Ниже представлена лишь собранная информация и личные выводы.

Введение

На написание статьи меня натолкнул диалог на форуме, свидетелем которого я стал. Два человека выражали абсолютно противоположные мысли относительно бесплатного скачивания платных игр: один говорит, что ничего такого тут нет и он это делает с 2004 года как минимум, а другой считает, что это самое настоящее воровство. Притом они оба приводили довольно весомые аргументы в пользу своей точки зрения.
Эта тема меня интересовала давно, но споры по поводу torrent-edition игр я прежде встречал крайне редко и они были достаточно скучные. Однако данный спор чем-то зацепил: то ли разумностью участников (они реально приводили аргументы и контраргументы, не опускаясь до оскорблений, как это часто бывает в форумных войнах), то ли вниманием со стороны - к спору подключались всё новые люди, занимая одну из позиций.
Мне бы хотелось вставить свои пять копеек в обсуждение этой темы и немного рассортировать мысли, которые ходят в обществе. Попробую внести ясность в эту тему.

Итак, сначала я буду приводить аргумент "за" пиратство, объяснять его поподробнее, а затем приводить аргументы против.

Аргумент первый - дорого.

Самый распространенный аргумент, особенно актуальный для наших широт. И смешно и грустно - в провинции люди могут получать около 20 тысяч в месяц и это не будет считаться скромной зарплатой (а ведь немало зп ещё меньше) В это же время игры ААА класса стоят 2 тысячи рублей. И это - "минимальная комплектация", стандартное издание. А сейчас у всех выходящих проектов есть Deluxe Edition, Gold Bundle и прочее, цена при этом может вырасти примерно в два с половиной раза! Для примера возьмём не так давно вышедшую Assasin's Creed:

Обратите внимание на плашку с доп. контентом. Это цена ещё сверху основной стоимости.
Обратите внимание на плашку с доп. контентом. Это цена ещё сверху основной стоимости.

Довольно наглядно видно, что за 2 тысячи мы берем самое простое издание. А вот самое крутое уже стоит больше 4 тысяч. Нехило так для игры, не так ли? А еще прибавим к этому доп. контент, микротранзакции внутри игры и возможные DLC в будущем. Вернемся на секунду к написанному мной выше - в регионах зарплата около 20к. И на одну игру можно потратить от 10 до 40 процентов этой зарплаты.

Или можно не переживать, что по древней Греции вы будете бегать крутым ассасином, а в жизни кушать "голые" макароны за 25 рублей килограмм. Можно отправиться на торрент-трекер и скачать взломанную версию. Там и DLC все что вышли есть и доп. контент - красота! Думаю, аргумент за "опирачивание" новых тайтлов всем ясен.

И что же можно возразить? Ну, во-первых, игры это ваше хобби и ваш досуг. Вы проводите в них своё свободное время, так же, как кто-то проводит своё в барах, кинотеатрах, боулинге или ещё где. И это тоже требует своих средств, как и поход в кино, например. Хотя, фильмы у нас тоже пиратят, так что пример не самый удачный). Однако пример с тем же боулингом ближе.

Также сторонники лицензий рекомендуют брать игры по скидкам, покупать ключи на сторонних, более дешёвых магазинах и т.д. Но главный их аргумент: "пиратство это воровство" и его мы рассмотрим чуть позже.

Аргумент второй - демо-версии и возврат средств.

Подготавливая этот материал, я вспомнил игровые журналы: "Игромания", "Страна игр" и прочие. В бородатые времена, когда интернета ещё толком ни у кого не было, а игры уже любили, бумажные издания таких журналов были донельзя популярны. И в них помимо, собственно, журнала, были диски. На дисках могло быть что угодно, но для меня фаворитами стали CD и DVD с демками. Если кто-то не знает, или забыл: демо-версия - это ранний доступ здорового человека. Только вместо забагованного продукта за деньги игроку предлагается маленький кусочек готовой игры забесплатно. Чаще всего это был какой-то пролог, первая миссия или обучение. Иногда ограничение стояло только на время, потом игра тебя "выгоняла".

Диск Игромании с апреля 2006 года.
Диск Игромании с апреля 2006 года.

Так вот, демо-версия знакомила тебя с игрой как надо - если тебе нравилось то, что успел увидеть - ты бежал в магазин и брал диск уже с "целой" игрой. А если нет - то ничего не терял.

А сейчас честных возможностей "пощупать" игру до покупки практически нет. Можно купить игру в стиме, и если не понравится - запросить возврат средств. Но на возврат есть условия: не больше двух наигранных часов и не больше 14 дней с момента покупки. И если второе довольно легко соблюсти, то с первым могут возникнуть проблемы: два часа для многих игр это мало. У игры может быть свой лаунчер, который будет что-то докачивать около часа - а стим считает, что ты играешь, ведь ярлычок запущен. Или у игры будет очень долгий пролог/обучение. А немало игр грешат тем, что после пролога игра становится если не хуже, то не так хороша, как была в первые пару часов. Но вернуть уже ничего нельзя.
Не забудем также, что процесс возврата уж точно не моментален, и может затянуться на месяцы. Да и не в каждом магазине он стабильно работает (если предусмотрен вообще) и придётся тратить время и нервы на общение с тех.поддержкой.

Вот и остаётся людям "пробовать" игру нелегально. Особо совестливые потом покупают.

Аргумент третий - отношение к разработчику и издателю.

Часто своим отношением к производителям игр аргументируют как сторонники пиратства, так и приверженцы лицензии. Одни хотят поддержать свои любимые студии, а другие не хотят поощрять и без того зажравшихся издателей.

Для начала хотелось бы прояснить: игры это бизнес. Не такой, как изготовление гвоздей килотоннами, но скорее как музыка или кино. Бизнес, завязанный на творчестве. И давно уже стало аксиомой, что свежевыпущенная игра должна приносить доход. Часть дохода идёт издателю, другая - магазину, где игру продали, а часть - непосредственно разработчикам.

И некоторые игроки хотят поддержать любимые студии, покупая их игры. Даже часть постоянных посетителей торрент-трекеров покупают игры любимых студий. Потому что если игра плохо будет продаваться, её не будут поддерживать, а франшизу могут закрыть - примеров масса. Если эта тема интересна, я составлю для вас список закрытых по этой причине игровых серий.
Но у этой медали есть и другая сторона. Порой хорошие игры портятся жадностью издателей. За примерами далеко ходить не надо - снова посмотрите на скриншот с Одиссеей. Предположим, фанат серии покупает какой-нибудь Deluxe Edition за почти 3 тысячи рублей, открывает игру и натыкается на ещё один магазин, где всего за 9,99$ ему предлагают купить ещё что-нибудь. Но он уже поддержал студию своими деньгами, куда ещё? И он понимает, что ребята из Ubisoft зажрались. Больше покупать их игры он не будет. Если игрок особенно принципиальный, он оформит возврат и срулит на торренты. И таких как он с каждой новой игрой всё больше.
Я привёл самый болезненный лично для меня пример - я противник доната в платных играх. Но есть и другие случаи, когда покупатель голосует рублём, как "за", так и "против" решений студий. И не всегда это просто плохие игры, или хорошие игры, которые были испорчены. Не стану приводить все примеры, однако вывод такой:
в сфере видеоигр лучший способ выразить своё мнение об издателе или разработчике - купить или не купить их игру.

Внутриигровой магазин в игре за фулл-прайс. Замечательно, правда?
Внутриигровой магазин в игре за фулл-прайс. Замечательно, правда?

Аргумент четвёртый: у нас так принято

Не скажу за все страны СНГ, но у нас в России есть своя "культура пиратства". Для начала небольшой экскурс в историю:
После развала СССР и падения "железного занавеса" наша страна начала жадно впитывать западную культуру. Частью этой культуры чуть позже стали и игры - на Dendi, Sega, PlayStation и, конечно, ПК. Однако ни о какой ценовой политике для регионов никто не думал и у нас игры стоили столько же, сколько в Европе с Америкой. По нашим меркам это было дофига дорого и пошёл процесс "опирачивания": оригинальные диски и картриджи нещадно копировали на болванки и продавали намного дешевле "европейской" цены. Также, кстати, делали и с музыкой, фильмами, Windows и далее.

Скопировать на диск игру, вставить бумажку с принтом и готово!
Скопировать на диск игру, вставить бумажку с принтом и готово!

Точек с пиратками было множество - дети того времени любили подолгу стоять, рассматривая разноцветные коробочки с дисками, а потом теребить родителей за рукав и просить: "Ну купи!". И точки приносили немалый (по тем временам) доход.
Нет, лицензии тоже продавались. По своим "забугорным" ценам. И, покупая какой-нибудь Half-Life ты мог заплатить либо полторы тысячи, либо двести рублей. Возможно, вариант за двести будет с огрехами - то кат-сцены вырезали, то озвучены не все персонажи. А может вообще вылетит прямо при запуске. Но многие шли на такой малый риск - ведь средств оставалось еще как минимум на четыре игры. А ведь были ещё и сборники...
Но всё изменилось с распространяем сначала локальных сетей, а потом интернета. И если поначалу всемирная паутина не играла большой роли: "Какие игры, я даже песенку за час скачать не могу!", то с появлением скоростей люди думали: "А зачем мне идти и покупать игру, если я могу её просто скачать? Поставлю на ночь загрузку и зашибись! Не зря же за интернет плачу, а ночью и скорость больше." И позиция многих с тех пор не менялась: всё просто - зачем платить, если можно не платить?

И тут мы подходим к тому, что у нас не развита культура авторских прав, что многие даже не задумываются о том, что любой труд должен оплачиваться. А создание игр - труд, и труд тоже немаленький. Представьте, что вам за работу стали платить в два раза меньше и даже не думают о том, что вы по ночам трудитесь, что выходных меньше стало, а коллега уволился, потому что невыносимо. А в игровой индустрии такое повсеместно, и многие подразделения закрываются из-за того, что их игры покупали слишком мало. И одна из причин скромных продаж - пиратство. Причина не единственная: иногда игры выходят слишком рано из-за давления на разработчиков, и те не успевают их доделать, иногда продолжение слишком выбивается из общей канвы своей серии, а порой игры бывают просто плохими. Но почти всегда есть доля убытков из-за пиратства.

Пятый аргумент - "ну не посадят же!"

И тут мы вспоминаем, что скачивание игр мимо магазина - это, буквально, кража интеллектуальной собственности. И процесс этот незаконный и наказывается в большинстве стран мира. У нас это пока что на стадии того, что на ресурсы с торрентами приходится заходить с VPN. В других странах штрафы, довольно серьёзные. На особо крупные пиратские команды, которые ломают игры, могут подать в суд. На ресурсы тоже, сайты пытаются закрывать - и порой это удаётся.
Рядовому пирату, в чьём торрент-клиенте находится пара раздач пока мало чего грозит - вряд ли вас скрутит ОМОН, если вы скачали себе игрушку, не заплатив. Но правительство крупных стран всё больше внимания обращает на индустрию видеоигр, и кто знает, что будет дальше?

А какие выводы?

Сложно сказать однозначно. С одной стороны - игры это дорого, издатели один жаднее другого. С другой - разрабы старались, выкладывались, а ты взял и не заплатил.
Каждый сделает свои выводы, а я поделюсь личным мнением:
Я считаю, что игры для российских зарплат это действительно дорого. Но есть "луч надежды в тёмном царстве" - региональные цены. Некоторые издатели продают свои игры дешевле в странах, где доход в среднем меньше. И моя позиция состоит в том, что всем стоит работать в данном направлении. Ведь лучше твою игру купят 5 миллионов за тысячу, чем 2 миллиона за две. И для репутации это плюс - люди поймут, что на них не плевать, да не плевать на столько, что аж ценник срезали.

-6