Найти тему
Senicheff Longsword Club

Итальянский двуручный меч

Воинская традиция Апеннинского полуострова богата множеством мастеров, технических изобретений, а главное, оружием, прекрасно отвечавшим вызовам времени. Сегодня перед нами раскроется глава из книги маэстро Пьетро Монте, в которой он учит обращению с двуручным мечом.

Доссо Досси "Эней и Ахиллес на Ливийском берегу" 1520 г. Одна из любимейших мною картин, как в цветовом плане, так и касательно больших мечей, которые показаны и в правильной пропорции к телу, и в правильном способе ношения.
Доссо Досси "Эней и Ахиллес на Ливийском берегу" 1520 г. Одна из любимейших мною картин, как в цветовом плане, так и касательно больших мечей, которые показаны и в правильной пропорции к телу, и в правильном способе ношения.

Пьетро Монте (1457 - 14 мая 1509 гг.)- мастер фехтования, живший и преподававший в Милане. Упоминается как учитель знаменитого кондотьера Галеаццо де Сансеверино, имевшего бурную военную карьеру и послужившего Людовико Сфорца, Людовику XII и Франциску I, под командованием которого он участвовал в битве при Павии, в которой и погиб. Сам Монте служил в нескольких армиях и занимался обучением личного состава, участвовал в крупных сражениях. Погиб Монте 14 мая 1509 года в битве при Аньяделло, в которой он выступал на стороне Венеции, проигравшей Карлу XII. Он оставил после себя несколько сочинений о военном деле, одно из которых мы сегодня и рассмотрим.

Первая страница труда Монте
Первая страница труда Монте

Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea или "Коллекция упражнений в военном искусстве" издана в 1509 году на латинском языке и состоит из нескольких разделов, среди которых борьба, меч в одной руке, щит и меч, меч и плащ, древковое оружие, двуручный меч, кинжал, а также бой верхом, гимнастика, бег и некоторые тактические соображения и многое другое. Большой раздел его книги посвящен тому, как компоновать войско и какие народы как ведут себя на поле боя, каковы их слабые и сильные стороны. В этом контексте он опирается на господствовавшую тогда теорию Гиппократа о темпераментах, которые формируются соотношением четырех жидкостей организма. Также он подкрепляет свои идеи климатическими и астрологическими факторами, что было вполне в духе науки его времени (да и сейчас подобные тезисы многие готовы принять на веру, чего уж говорить).

Тем не менее, в контексте военных упражнений Монте был практичен и строг. Он не всегда описывает непосредственно приемы, однако говорит об общих принципах и выстраивании логики боя исходя из наиболее оптимальных в его понимании действий. Глава о двуручном мече, в частности, построена на развитии одного базового упражнения, и том, как применять его в разном контексте.

Сам меч эпохи Пьетро Монте -достаточно новое для своего времени оружие. Его первая вариация, которую можно обозначить как ранний двуручный меч, размерами от 140, появился в конце XV века. Его более развитая форма, доходящая до 160 см, появилась в начале XVI в. Чаще всего эти мечи имели широкий клинок типа XIX по Окшотту. Примером подобного меча может служить прекрасно сохранившийся образец с аукциона Фрикера:

Итальянский двуручный меч. Первая половина XVI века. Полная длина ок. 150 см
Итальянский двуручный меч. Первая половина XVI века. Полная длина ок. 150 см

Итак, приступим. Глава XIV труда Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea. Перевод, как и всегда, мой.

XIV. О применении двуручного меча (De ludo ensis duarum manuum)

Способ, которым применяется двуручный меч, подобен тому, как используется более короткое оружие, и первая игра этого оружия в просторечье зовется levata (
ит. поднимающая). Она состоит из двух ударов, с которых начинается обучение двуручному мечу и кроме того, она полезна для упражнения тела, ибо исполняя ее, можно совершить множество ударов и вращений, укрепляющих руки. Два основных удара с мечом для двух рук это два восходящих удара, которые в просторечье именуются montantes (ит. восходящие). Если такой удар наносится с правой стороны, то шаг вперед должен совершаться правой ногой, которая поддержит и усилит восходящий удар, а следом немедленно должен быть нанесен roverso (ит. обратный удар), при котором левая нога совершает шаг, а меч, проходя с левой стороны, в конце пути будет прикрывать голову.

Также, очень полезным приемом, происходящим из этой игры будет следующий: показывая, что хочешь нанести восходящий удар, в тоже время нанеси укол. При этом руки должны оставаться наверху и быть вытянутыми вперед, ибо это наиболее безопасный способ атаки, позволяющий вместе с тем защищать себя. Ибо если руки остаются согнуты, опасность может настичь их.

Аналогично, с левой стороны стоит нанести два manureversos (удара слева) так, чтобы оба они были восходящими или хотя-бы последний из двух был восходящим и нацеленным в правую руку оппонента и при этом закрывал тебе голову. Первый удар слева можно нанести, делая шаг как правой, так и левой ногой, но для второго удара вперед должна пойти левая нога, и она же - вернуться после. Если же нам приходится наносить свой левый удар, делая оба шага правой, то пусть первый шаг будет коротким, а второй - длинным. Также очень полезно в бою показывать, что целишься в одно место, но потом бить в другое, и это особенно хорошо, если первый удар был принят оппонентом на его меч. Если это произошло, быстро нанеси второй удар ниже первого и целясь в руки, так как по большей части нанося удар снизу, ты закроешься от удара сверху вместе с тем, что поразишь цель. Удар сверху (findente), если он был нанесен первым, обычно завязывает меч того, что оказался снизу, ибо удар сверху сильнее, чем нижние удары, и я советую принимать этот удар на самый конец меча, у острия, чтобы тот, кто наносит его, не получил преимущества в соединении, и в то же время нужно повернуть все тело назад, сгруппировав его. Острие же нашего меча должно смотреть вверх, прикрывая левую сторону, если на ней нет щита или другого защитного средства, а также голову, ибо удары сверху наиболее опасны и их следует избегать. В тот момент, когда клинки соприкасаются, стоит немедленно ответить противнику с противоположной стороны, что должно смутить его планы и нанести урон.

Финт, который производится через показ удара с одной стороны и его нанесение с другой, также называют уклоном или "киванием" тела на противоположную сторону, что позволяет нанести удар там, где противник не ожидает его. Всякий раз, когда противник пытается провести против нас какое-либо действие, нам нужно смещаться вперед, назад или в сторону, в то же время встречая его удары своими ударами.

Уколы, именуемые stocchatas или puntas (здесь Монте дает испанское и итальянское названия), лучше всего наносить снизу при наступлении, и сверху при отступлении. Если же ты желаешь уколоть из соединения, то сперва нанеси удар слева, делая шаг вперед левой ногой, а затем сразу же удар справа, делая шаг правой ногой и как только клинки войдут в соединение, сразу же наноси укол. Как только цель достигнута, нужно немедленно отступить, нанося восходящий удар с левой стороны.

Тот, кто не обучен обращению с двуручным мечом, не может защитить ни своих рук, ни своих ног и головы, только если он не умеет обращаться с топором или протазаном. Один из наиболее распространенных приемов с топором состоит из удара молотом, за которым сразу следует укол острием. Но если ты желаешь отступить, то лучше всего отбиваться хвостом, иначе именуемым нижним острием топора, и отходить назад или в сторону.

"Голгофа". Мастер Джованни Антонио де Сакки Порденоне, 1520-21 гг.
"Голгофа". Мастер Джованни Антонио де Сакки Порденоне, 1520-21 гг.

На этом кончается раздел о двуручном мече в книге Пьетро Монте. Всего несколько абзацев посвящает он этому оружию, но в них скрыто огромное богатство тактики и опыта. Попробуем проанализировать несколько важнейших элементов его учения.

Во-первых, восходящие удары, которые выполняют роль защиты и нацелены в первую очередь в руки оппонента. Такие удары встречаются нам и в учении об иберийском двуручном мече, и тоже являются базовыми ударами этого оружия. Принцип защиты головы эфесом меча также встречается в трактатах об иберийском двуручном мече и является важной часть reglas, особенно в противодействии нескольким оппонентам.

Во-вторых, укол, которым полезно завершать связку ударов и работать из соединения. Все эти идеи найдут свое развитие в последующих итальянских и испанских трактатах, особенно во второй половине XVI века, когда двуручный меч обретет свои самые крупные формы. Кроме того, укол как защитная мера при отступлении - один из наиболее действенных способов удерживать противника на дистанции.

В-третьих, принцип перевода атаки, который подается в двух контекстах: В первом случае перевод из соединения, когда удар противника остановлен и есть возможность использовать противоположную от его удара сторону для своей атаки.
Во втором случае, перевод удара через финт, то есть ложный показ атаки. Оба эти принципа были известны и в более ранних текстах, как в итальянской, так и в германской традиции, и то, что Монте активно использует их в своем учении, говорит об их практической значимости.

Сочетание этих принципов, положенное в основу работы с двуручным мечом, позволят построить логичную и эффективную систему боя на большом мече.

Благодарю за внимание и прекрасной вам практики с итальянским двуручным мечом!

Итальянский двуручный меч, начало XVI в. Полная длина ок. 160 см, длина клинка 122 см. продавался на аукционе Bonhams
Итальянский двуручный меч, начало XVI в. Полная длина ок. 160 см, длина клинка 122 см. продавался на аукционе Bonhams

Хобби
3,2 млн интересуются