Воинская традиция Апеннинского полуострова богата множеством мастеров, технических изобретений, а главное, оружием, прекрасно отвечавшим вызовам времени. Сегодня перед нами раскроется глава из книги маэстро Пьетро Монте, в которой он учит обращению с двуручным мечом.
Пьетро Монте (1457 - 14 мая 1509 гг.)- мастер фехтования, живший и преподававший в Милане. Упоминается как учитель знаменитого кондотьера Галеаццо де Сансеверино, имевшего бурную военную карьеру и послужившего Людовико Сфорца, Людовику XII и Франциску I, под командованием которого он участвовал в битве при Павии, в которой и погиб. Сам Монте служил в нескольких армиях и занимался обучением личного состава, участвовал в крупных сражениях. Погиб Монте 14 мая 1509 года в битве при Аньяделло, в которой он выступал на стороне Венеции, проигравшей Карлу XII. Он оставил после себя несколько сочинений о военном деле, одно из которых мы сегодня и рассмотрим.
Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea или "Коллекция упражнений в военном искусстве" издана в 1509 году на латинском языке и состоит из нескольких разделов, среди которых борьба, меч в одной руке, щит и меч, меч и плащ, древковое оружие, двуручный меч, кинжал, а также бой верхом, гимнастика, бег и некоторые тактические соображения и многое другое. Большой раздел его книги посвящен тому, как компоновать войско и какие народы как ведут себя на поле боя, каковы их слабые и сильные стороны. В этом контексте он опирается на господствовавшую тогда теорию Гиппократа о темпераментах, которые формируются соотношением четырех жидкостей организма. Также он подкрепляет свои идеи климатическими и астрологическими факторами, что было вполне в духе науки его времени (да и сейчас подобные тезисы многие готовы принять на веру, чего уж говорить).
Тем не менее, в контексте военных упражнений Монте был практичен и строг. Он не всегда описывает непосредственно приемы, однако говорит об общих принципах и выстраивании логики боя исходя из наиболее оптимальных в его понимании действий. Глава о двуручном мече, в частности, построена на развитии одного базового упражнения, и том, как применять его в разном контексте.
Сам меч эпохи Пьетро Монте -достаточно новое для своего времени оружие. Его первая вариация, которую можно обозначить как ранний двуручный меч, размерами от 140, появился в конце XV века. Его более развитая форма, доходящая до 160 см, появилась в начале XVI в. Чаще всего эти мечи имели широкий клинок типа XIX по Окшотту. Примером подобного меча может служить прекрасно сохранившийся образец с аукциона Фрикера:
Итак, приступим. Глава XIV труда Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea. Перевод, как и всегда, мой.
XIV. О применении двуручного меча (De ludo ensis duarum manuum)
Способ, которым применяется двуручный меч, подобен тому, как используется более короткое оружие, и первая игра этого оружия в просторечье зовется levata (ит. поднимающая). Она состоит из двух ударов, с которых начинается обучение двуручному мечу и кроме того, она полезна для упражнения тела, ибо исполняя ее, можно совершить множество ударов и вращений, укрепляющих руки. Два основных удара с мечом для двух рук это два восходящих удара, которые в просторечье именуются montantes (ит. восходящие). Если такой удар наносится с правой стороны, то шаг вперед должен совершаться правой ногой, которая поддержит и усилит восходящий удар, а следом немедленно должен быть нанесен roverso (ит. обратный удар), при котором левая нога совершает шаг, а меч, проходя с левой стороны, в конце пути будет прикрывать голову.
Также, очень полезным приемом, происходящим из этой игры будет следующий: показывая, что хочешь нанести восходящий удар, в тоже время нанеси укол. При этом руки должны оставаться наверху и быть вытянутыми вперед, ибо это наиболее безопасный способ атаки, позволяющий вместе с тем защищать себя. Ибо если руки остаются согнуты, опасность может настичь их.
Аналогично, с левой стороны стоит нанести два manureversos (удара слева) так, чтобы оба они были восходящими или хотя-бы последний из двух был восходящим и нацеленным в правую руку оппонента и при этом закрывал тебе голову. Первый удар слева можно нанести, делая шаг как правой, так и левой ногой, но для второго удара вперед должна пойти левая нога, и она же - вернуться после. Если же нам приходится наносить свой левый удар, делая оба шага правой, то пусть первый шаг будет коротким, а второй - длинным. Также очень полезно в бою показывать, что целишься в одно место, но потом бить в другое, и это особенно хорошо, если первый удар был принят оппонентом на его меч. Если это произошло, быстро нанеси второй удар ниже первого и целясь в руки, так как по большей части нанося удар снизу, ты закроешься от удара сверху вместе с тем, что поразишь цель. Удар сверху (findente), если он был нанесен первым, обычно завязывает меч того, что оказался снизу, ибо удар сверху сильнее, чем нижние удары, и я советую принимать этот удар на самый конец меча, у острия, чтобы тот, кто наносит его, не получил преимущества в соединении, и в то же время нужно повернуть все тело назад, сгруппировав его. Острие же нашего меча должно смотреть вверх, прикрывая левую сторону, если на ней нет щита или другого защитного средства, а также голову, ибо удары сверху наиболее опасны и их следует избегать. В тот момент, когда клинки соприкасаются, стоит немедленно ответить противнику с противоположной стороны, что должно смутить его планы и нанести урон.
Финт, который производится через показ удара с одной стороны и его нанесение с другой, также называют уклоном или "киванием" тела на противоположную сторону, что позволяет нанести удар там, где противник не ожидает его. Всякий раз, когда противник пытается провести против нас какое-либо действие, нам нужно смещаться вперед, назад или в сторону, в то же время встречая его удары своими ударами.
Уколы, именуемые stocchatas или puntas (здесь Монте дает испанское и итальянское названия), лучше всего наносить снизу при наступлении, и сверху при отступлении. Если же ты желаешь уколоть из соединения, то сперва нанеси удар слева, делая шаг вперед левой ногой, а затем сразу же удар справа, делая шаг правой ногой и как только клинки войдут в соединение, сразу же наноси укол. Как только цель достигнута, нужно немедленно отступить, нанося восходящий удар с левой стороны.
Тот, кто не обучен обращению с двуручным мечом, не может защитить ни своих рук, ни своих ног и головы, только если он не умеет обращаться с топором или протазаном. Один из наиболее распространенных приемов с топором состоит из удара молотом, за которым сразу следует укол острием. Но если ты желаешь отступить, то лучше всего отбиваться хвостом, иначе именуемым нижним острием топора, и отходить назад или в сторону.
На этом кончается раздел о двуручном мече в книге Пьетро Монте. Всего несколько абзацев посвящает он этому оружию, но в них скрыто огромное богатство тактики и опыта. Попробуем проанализировать несколько важнейших элементов его учения.
Во-первых, восходящие удары, которые выполняют роль защиты и нацелены в первую очередь в руки оппонента. Такие удары встречаются нам и в учении об иберийском двуручном мече, и тоже являются базовыми ударами этого оружия. Принцип защиты головы эфесом меча также встречается в трактатах об иберийском двуручном мече и является важной часть reglas, особенно в противодействии нескольким оппонентам.
Во-вторых, укол, которым полезно завершать связку ударов и работать из соединения. Все эти идеи найдут свое развитие в последующих итальянских и испанских трактатах, особенно во второй половине XVI века, когда двуручный меч обретет свои самые крупные формы. Кроме того, укол как защитная мера при отступлении - один из наиболее действенных способов удерживать противника на дистанции.
В-третьих, принцип перевода атаки, который подается в двух контекстах: В первом случае перевод из соединения, когда удар противника остановлен и есть возможность использовать противоположную от его удара сторону для своей атаки.
Во втором случае, перевод удара через финт, то есть ложный показ атаки. Оба эти принципа были известны и в более ранних текстах, как в итальянской, так и в германской традиции, и то, что Монте активно использует их в своем учении, говорит об их практической значимости.
Сочетание этих принципов, положенное в основу работы с двуручным мечом, позволят построить логичную и эффективную систему боя на большом мече.
Благодарю за внимание и прекрасной вам практики с итальянским двуручным мечом!