А какой у вас любимый гватемальский фильм? Да, именно экзотическое происхождение дебютной картины режиссера Хайро Бустаманте с вдобавок крайне ограниченным бюджетом (авторы, например, очень хотели снимать на 16-мм пленку, но денег конечно же хватило только на недорогую цифру и соответствующую неплохую имитацию изображения) покрывает различные спорные моменты, проявления неопытности, расхлябанность сценария. Тем более «Вулкан Ишканул» адекватно воспринимает свои размеры, авторы не ставят перед собой цель снять какой-то философский эпик, а как раз обращаются к довольно типичной истории взросления в условиях особенностей нации и окружения, что позволяет выразить разумную, камерную, непретенциозную этнографию. Молодая крестьянская девушка, разрушение юношеской романтики, лишение девственности и беременность, выдача замуж, семья, природа, дикая местность, такие же нравы, обыкновенная человеческая добросердечность, быт, разговоры о далекой Великой Америке и неразвитость самой Гватемалы, верховенство теряющих смысл ритуалов, извращенное связкой с бедностью и одряхлением традиционных социальных систем - весь этот набор, умеренно реализованный с обилием натуралистичности, позволяет здорово кинематографически познакомиться с глубинкой Гватемалы и при этом избежать ухода в чернуху или наоборот излишнюю нарочитую специфическую духовность.
Очевидно, что какой-то расчет на любопытствующего зарубежного зрителя присутствовал, а как иначе, здесь в этом нет ничего плохого, результат - добротные американские сборы для такого скромного инди, море положительных отзывов от критиков, успех на Берлинском кинофестивале. К такому кино невозможно сильно придираться, ведь даже страна, о которой он говорит, до сих пор кажется скрытой, маленькой и хрупкой, варящейся в своем собственном котелке где-то в дальнем углу мира, поэтому когда в единственной городской сцене оператор бежит за своими героями и раскованно трясет камерой, топает ногами, а на него в это время глазеют прохожие - даже этот момент «слабости» неожиданно оказывается по-своему трогательным, уместным и раскрывающим дорогую интимность сюжета.
Оценка: 6/10