Найти тему
Плёнки и винил

Эхо «Войны миров»: самые странные ремейки романа Герберта Уэллса

Оглавление

Шерлок Холмс против марсиан, рок-опера и другие

«Война миров» – одно из самых тревожных произведений литературы. Оно о том, что благовоспитанное европейское общество с наступлением катастрофы (пусть в виде нескольких спрутообразных инопланетян) превращается в дикую беспомощную толпу, теряющую всякую цивилизованность. Этот роман оставил множество загадок: что заставило марсиан предпринять свой поход на Землю? Как они жили и чем питались на своей планете? Что было бы, если бы их не убили земные бациллы?.. Вот поэтому многие режиссеры, писатели, музыканты возвращаются к этому сюжету, дополняют и переделывают.

Радиопостановка 1938 года и паника

США 30 октября 1938 года. По радио звучит концерт лёгкой музыки, который вдруг прерывается выпуском экстренных новостей о том, что астрономы заметили на Марсе таинственные вспышки, после чего в эфир вновь возвращается томный джаз.

Так начинался вечер, вошедший в историю. Гениальный режиссёр Орсон Уэллс поставил радиопьесу по «Войне миров», перенеся её действие в Америку и стилизовав под выпуски новостей. Трудно сказать, предвидел ли он возможный эффект. Постановку послушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи. К тому времени как на 40-й минуте появилось напоминание диктора о том, что в эфире звучит адаптация знаменитого романа, многие уже не слушали радио. Поддавшись массовой истерии, целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов или спешно эвакуировались. Были случаи, когда в офисы полиции приходили отряды вооруженных местных жителей, готовых оказать помощь в защите страны от инопланетного вторжения. Люди утверждали, что видели лучи пришельцев и чувствовали запах их отравляющих газов.

Сегодня эту постановку можно послушать и, честно говоря, там есть чего испугаться: документальный стиль рассказа о нашествии марсиан убеждает и нервирует.

После Орсона Уэллса стало традицией при экранизации романа переносить сюжет в современный для зрителя период – именно так было сделано в обоих знаменитых экранизациях, 1960-го и 2005-го годов.

«Шерлок Холмс против Марса» 1975, роман

Изящный кроссовер Мэнли Уэллмана из трёх авантюрных книг викторианской Англии. Герои Конан-Дойла: вооруженный дедукцией сыщик Шерлок Холмс, его соратник доктор Уотсон и темпераментный профессор Челленджер (из «Затерянного мира») сходятся в смертельной схватке с марсианами!

-2

«Машина пространства» 1977, роман

Кристофер Прист тщательно стилизованным языком XIX века рассказал нам заново истории, изложенные в «Машине времени» и «Войне миров» с новыми подробностями. «Как жили марсиане у себя на планете? Каково это – лететь через космос в снаряде? Как выглядят луга красной марсианской травы?» – книга даёт ответы на все эти вопросы. Эффект получился странным: читая «Машину пространства», невозможно избавиться от ощущения, что это настоящий фантастический роман позапрошлого века, изящный по стилю, несколько тяжеловесный в описаниях, скромный в любовных сценах.

По сюжету, машина времени оказывается устройством, позволяющим перемещаться еще и в пространстве. Главного героя Эдварда вместе с его возлюбленной Амелией оно случайно перебрасывает на Марс. Красная планета выглядит печально: по всему видно, что у её обитателей подходят к концу природные ресурсы. Вскоре наши герои понимают, что марсиане готовятся к вторжению на Землю. Эдвард и Амалия наблюдают за выстрелами гигантских пушек, направленных в сторону родной планеты. Они умудряются оказаться в одном из снарядов и избавиться от его пилота. Сцены завоевания английских графств инопланетянами почти буквально повторяют соответствующие страницы из «Войны миров».

Одним из персонажей книги оказался и начинающий писатель-фантаст Герберт Джордж Уэллс
Одним из персонажей книги оказался и начинающий писатель-фантаст Герберт Джордж Уэллс

«Музыкальная версия Войны миров» 1978, рок-опера

Сочинённый английским композитором Джеффом Уйэном двойной альбом в жанре мелодичного прогрессивного рока с элементами электроники и диско, записанный с участием многих звёзд тогдашней сцены (Дэвид Эссекс, Джастин Хэйуорд из Moody Blues и другие)

У альбома два финала. Согласно оптимистичному, марсиане умерли от земных болезней, как в книге. А в пессимистичном рассказывается, что земные астрономы теряют связь с человеческой экспедицией на Марс, на поверхности которого незадолго до этого видели странную зелёную вспышку, означающую возможное второе нашествие.

«Великая Марсианская война 1913-1917» 2013, фильм

Псевдодокументальный фильм, где всё – потёртая плёнка кинохроники, интервью с ветеранами и очевидцами, карты со стрелками, посещение ведущим мест боёв – повествует о ходе войны с марсианами в начале ХХ века так достоверно, что зритель начинает верить в её историческую реальность. Следить за происходящим на экране интересно и жутко, а в конце авторы подбрасывают неожиданный сюжетный твист: оказывается, марсиане не были виновны в разжигании войны, их погнала к Земле загадочная сила, над которой они были не властны.

Читать также:

Ещё про злобных инопланетян: как создавался «Чужой»

Ещё про переделки известных фантастических сюжетов

Про самую первую космическую фантастику человечества

Ещё про войны: фантастика и хорроры с участием нацистов

Немного классики фантастической литературы: забытые антиутопии