Из недавнего диалога с Ле:
— Как так-то? Ты столько знаешь околомузыкального, что среди ночи разбуди — от зубов отскакивать будет, муз. литература всякая, биографии композиторов... Почему со школой не так? Чем биография сложнее темы по истории?
— Тыне понимаешь. В музыкалке нас учат так, чтобы мы запомнили на всю жизнь. Они в нас вкладывают и вкладывают. А в школе нам просто что-то рассказывают и хотят, чтобы мы что-то делали. Хотя... Одна тоже учит...
В этой самой «просто школе» мне довелось отучиться девятый класс. Я пришла к ним отличницей, победительницей олимпиад, знающей программу по многим предметам на год вперёд. Ушла одной из лучших в классе, растеряв желание учиться и не усвоив некоторые преподносимые темы. Потому что учили там не так. Ушла, кстати, в одну из лучших школ города, где на тот момент была стопроцентная поступаемость выпускников в вузы. Но по факту там мне тоже мало что дали по большинству предметов, не считая тех, что вели преподаватели из местных вузов. Вот их лекции я до сих пор могу вспомнить. В ночи от зубов не отлетит, но могу. Потому что они не натаскивали, а учили. Вкладывали, как сказала бы Лера. При этом, кстати, не церемонились, легко расставляя двойки в журнале напротив фамилий потенциальных медалистов.
После школы я, как всякая правильная девочка, поступила в университет, где по большей части с удовольствием отучилась пять лет. Иногда меня посещает шальная мысль о втором высшем, которое в виде магистратуры доступно выпускникам наших лет вполне бесплатно. Но понимаю, что качественно я это не осилю, а ради «корочки» как-то нелепо, вроде бы.
Высшее образование давалось легко. В основном. Хотя были разные сложности. Случалось. К примеру, руководитель одной из практик, а после и диплома, заставлял трижды переписывать дневник. Почерк ему мой казался чересчур мелким, а крупнее мне не удавалось уместить всё. При работе над дипломом он стойко проверял в черновом варианте расстояния между абзацами и поля. Вместо того, чтобы прочесть работу. Впрочем, некоторым однокурсникам повезло меньше — их руководитель не явился на защиту. Проспал после ночных возлияний в одном из местных клубов.
Были у нас разные преподаватели. И те, что давно перешагнули пенсионный возраст, и совсем молодые. И те, кто жил профессией, и те, кто особо не заморачивался. Кто-то заказывал конкретные подарки к сессии (нет, они не гарантировали сдачу), другие стыдились принять шоколадку. Заведующий кафедрой как-то вместо того, чтобы принимать зачёт, раздал нам дипломные работы выпускников прошлых лет и велел перепечатать и сдать в оцифрованном виде. (При этом домашний компьютер имелся тогда далеко не у каждого студента). Я потом на основе того диплома несколько курсовых сделала, по другим организациям, с другими темами, но по аналогичной структуре.
В общем, отучились. Почти все нашли себя в профессиях, так или иначе связанных со специальностью.
К чему это я?
А это тут недавно я поделилась тем, что иногда занимаюсь и тем, что пишу работы для студентов, аспирантов и тех, кто повыше, и у меня уточнили, как же мне не стыдно. Не стыдно. Вообще. Совсем. Никак. Студентов мне «поставляют» сами преподаватели. То есть я не размещаю свои предложения на каких-то ресурсах и не ищу никого сама. Я не люблю такой вид работы. Мне это тяжело. Не столько сложно, сколько тяжело. Но если есть предложения, я за них берусь.
Я считаю, что в современном мире для студентов того профиля, по которому берусь писать работы я, самое важное — уметь добыть и переварить, а после применить информацию. И не только для студентов, но и для профессионалов. При нужно уметь не только спросить у Яндекса или найти в Гугле. Необходимо уметь иногда и купить, и воспользоваться чужими доступными наработками, а не тратить ценное время впустую.
Я не вижу необходимости заучивать всё. Нужно уметь быстро найти, понять и придумать, как приспособить. Ни один студент не сдаст готовую работу, не понимая сути процессов, которым она посвящена. Даже если сам писал. Коль скоро писал не сам, но разобрался на отлично, так ли важно, кто автор? Речь же об экономистах, причём, не о бухгалтерии. Эти студенты потом придут на предприятия, где от них будет требоваться в том числе умение максимально упростить процессы, быстро найти (иногда купив) информацию, привлечь людей со стороны.
Даже совсем крамольные вещи сейчас напишу. Я и в школьном образовании считаю более актуальным не зубрёжку, а умение быстро загуглить, переварить и применить.
Мне повезло иметь отличную память. Я помню много из школьной и университетской программы. Но это не даёт мне никаких преимуществ. Потому что всё, что я помню, можно найти за полминуты. Если правильно сформулировать вопрос. Не лучше ли этому и учить?
Я считаю целесообразным не тратить время на книгу, если ничего не можешь в ней понять, а найти аудио-версию, фильм по теме, мастер-класс, ролик в сети. Заглянуть в решебник, где разжёвано всё, чтобы понять и повторить.
А что, если исчезнет интернет? О! Если такое случится, мир, в принципе, глобально изменится. Многое из того, чему учат сейчас, окажется ненужным. Аналогично с глобальными катастрофами, к которым любят апеллировать некоторые. Я вот не умею доить коров и выращивать овёс. В школе этому не учат. Я вымру, аки мамонт. И знание теории по десятку-другому предметов меня не спасут.
Человек, который пишет за другого, он всего лишь помогает упорядочить информацию. Не более. Я позволяю быстро прочесть то, что нужно, отсеяв лишнее. Сэкономленное время, кстати, не все тратят на весёлые гулянья. Некоторые уже работают в профессии, другие — разбираются в том, что пригодится больше, чем основы какой-нибудь не особо важной в прикладном плане или регулярно меняющейся дисциплине.