Зачастую новички-водители после пары часов за рулём автомобиля чувствуют себя так, словно не вели легковушку, а разгружали вагоны. Причина – в неправильном положении тела за рулём. Какие ошибки в посадке могут вызвать проблемы? Давайте разбираться.
Чем опасна неправильная манера сидеть за рулём?
Некоторые новички-автолюбители изумляются — зачем так много внимания инструкторы автошкол уделяют вопросам правильной посадки, положения тела водителя за рулём?
Казалось бы, какая разница? Ну, поболит немного спина… Между тем всё не так просто, усталость и мышечная боль влечёт за собой целый «хвост» серьёзных проблем:
— постоянное неоправданное напряжение мышц тела приводит к быстрому возникновению чувства усталости;
— усталость снижает уровень концентрации водителя, рассеивается внимание, что недопустимо на дороге, поскольку может привести к возникновению аварии;
— неудобное положение тела вызывает застои в системе кровообращения, при которых физически невозможно выполнять оперативные действия, если возникла чрезвычайная ситуация;
— вызванный неправильной посадкой за рулём застой крови может даже привести к эпизодическому ухудшению зрения, что также недопустимо на дороге.
Поэтому если после вождения вы ощущаете усталость, боль в спине, ощущение затёкших мышц – следует понять, что вы делаете не так.
Наиболее распространённые ошибки посадки за рулем
Ошибок при посадке за руль не так много, но всех их стоит знать и избегать. Многие проблемы возникают из-за неправильного расположения кресла водителя.
1. Слишком большое расстояние кресла от педалей и рулевой колонки
Если водитель, выжимая сцепление, полностью выпрямляет ногу, значит, кресло расположено неправильно. Ноги должны находиться в слегка согнутом положении, ни при каких ситуациях не образовывая прямую линию голени и бедра. Именно такое выпрямленное положение при авариях приводит к наиболее тяжёлым травмам, поскольку по прямой импульс удара передаётся напрямую в бедро и, как правило, ломает его. Если же ноги согнуты, импульс погасится большим сгибом колена, а бедро с большой вероятностью уцелеет.
Что же касается расстояния от руля, существует жёсткое правило: от 35 до 40 см. Если это расстояние меньше, то подушка безопасности из спасающей превращается в травмирующую, не успевая выполнить свою функцию. Если расстояние больше – это сказывается на качестве управления, степень контроля над рулём падает.
2. Низкий подголовник сидения или его нет
Если подголовник сидения расположен низко – это всё равно, что его вообще нет. Эта часть конструкции кресла отвечает не за комфорт, а за безопасность: именно подголовник гасит движение головы и спасает позвонки шеи, если автомобиль получает передний или задний удар.
Высота подголовника должна быть такова, чтобы его верх лишь немного не доставал до макушки водителя.
Многие подголовники регулируются не только по высоте, но и по горизонтальному положению. Правильное положение – не более 4 см от затылка.
3. Сильный наклон спинки сидения
Чем больше отклонение тела от вертикали, тем больше усилий прилагается, чтобы контролировать ситуацию на дороге. Обратите внимание на то, что автогонщики сидят за рулём прямо – спинки их кресел отрегулированы так, чтобы позвоночник находился максимально в вертикальном положении. Так и спина меньше устаёт, и не тратятся силы на то, чтобы поддерживать себя ровно.
Регулировать спинку сидения надо так, чтобы при езде, как бы ни поворачивались плечи, лопатки водителя касались её. Если лопатки отрываются от спинки, человек, как правило, стремится «повиснуть» на руле, тем самым затрудняя сам себе процесс управления автомобилем.
4. Неправильная высота сидения
Наиболее частая ошибка молодых водителей – слишком низкая посадка. Возможно, со стороны такая посадка автогонщиков и выгладит привлекательно, но не стоит забывать, что гоночный автомобиль и сами гонки несколько отличаются от повседневной езды в легковушке. Чем ниже сидит водитель, тем меньше у него обзор. Поэтому такое положение кресла небезопасно.
Слишком высокое сидение тоже опасно: менее 10 см от головы до потолка авто может привести к травмам: если автомобиль сильно «подпрыгнет», водитель рискует врезаться головой в крышу, да и в случае, если машина перевернётся, полагаем, комментарии излишни.
5. Свободный ремень безопасности
Если ремень безопасности не обхватывает плотно тело, он, скорее всего, будет бесполезен при аварийной ситуации. Не секрет, что многие водители предпочитают просто накинуть ремень, чтобы обмануть датчики контроля, но не следят за тем, чтобы он плотно лежал на теле.
Правильное положение ремня – через грудь и далее, между шеей и плечом. Нижняя часть должна слегка касаться бёдер, лёжа на животе. И конечно, ни в коем случае ремень не должен располагаться на уровне горла.
6. Положение рук на руле
Если представить руль в виде циферблата часов, можно выделить большую группу водителей, которые располагают руки на позициях 2 и 10 часов.
Согласно статистике исследований, проведённых автоконструкторами и страховыми компаниями различных организаций, такое положение приводит к неравномерному распределению сил и затрудняют управление автомобилем. Оптимальная позиция рук – на 3 и 9 часов.
Тем более нельзя перекрещивать руки на руле. В опасной ситуации мозг может выдать ошибочную «картинку» из-за того, что левая рука отвечает за правую сторону рулевого колеса и наоборот. В результате водитель выполнит манёвр в противоположную необходимой сторону.
Также ошибка – вести автомобиль одной рукой, не убирая вторую с коробки передач. Это – ещё одна причина замедленной реакции в случае опасности.
После того, как вы выяснили, какие ошибки типичны в положении за рулём, вам не составит труда один раз потратить время на то, чтобы отрегулировать положение кресла, подголовника и ремня безопасности. Эта работа не раз оправдает себя, когда вы будете в дороге. Что же касается «вредных» привычек, касающихся положения рук на руле – от них лучше избавиться, а в идеале их и не приобретать. Тогда ваш путь будет легче и безопаснее, а дорога доставит удовольствие!