«Лучше бы я сделала аборт» — история девочки Юзи. Часть 1.
Когда Юзя протянула мне руку помощи, мне стало стыдно. Но не перед ней, а перед остальными: вдруг меня ненароком с ней заметят и припишут к числу отщепенцев. Я пробормотала что-то невнятное, похожее на отказ, и торопливо ушла. Когда я пришла на урок, Юзя как всегда сидела на своём «почетном» месте. А на углу её парты, лежал аккуратно завернутый в салфетку коржик.
«Читайте, буду через 2 минуты!»
Вот уж что больше всего не любила Юзя, так это внезапные уходы учителей с урока на пару минут, ведь именно за эти пару минут ей и доставались самые злые насмешки, тычки и пинки. Ведь перемену можно переждать в туалете или на крыльце школы, а вот с урока не убежишь. Так случилось и в этот день. Преподаватель спешно выскочила за дверь, кинув небрежное «Читайте, буду через 2 минуты!»
Юзя опустила глаза и, прикрыв голову руками (к слову это была её излюбленная поза, именно так я её и запомнила), принялась усердно делать вид, что занята очень интересным делом. Прошла минута, две, пять, учитель не возвращался, и тогда первое «Эй ты, чучело!» полетело в Юзю. Дальше всё как обычно: обстановка накалялась, смех становился громче а издёвки всё обидней.
И вот обидчик добрался до лакомства в салфетке. Коржик поломали на мелкие части, и каждый из горе-мальчиков посчитал своим священным долгом кинуть в Юзю кусочком её же коржика. И уж не знаю, что во мне взыграло на тот момент – обида за Юзю или обида за кусок еды, который использовали не по назначению, но я быстро вскочила со своей парты, дошла до «камчатки» и со всей злостью, что могла быть в 10-летнем ребёнке, 30-сантиметровой линейкой кислотного цвета ударила по парте со словами: «Ещё раз бросите в неё, и я настучу этой указкой по головам!».
Наступила 10-секундная тишина
Это был совершенно неожиданный поворот. Ведь я раньше ни особым авторитетом, ни умением постоять за себя не отличалась, а тут такое отчаянное заявление. Главный забияка попятился в мою сторону, и именно в этот момент в класс зашла учительница. Все разбежались, и урок продолжился. Но до самого его конца ни мальчишки, ни Юзя, ни я сама не могли поверить, что, наконец, сделала это. Я не была горда собой в тот момент, мне было просто страшно и боязно от того, что дальше до конца школьных лет я разделю участь «лузера» вместе с совершенно мне незнакомой и непонятной девочкой.
С того момента началась наша история знакомства
Юзя поначалу была скрытной и не хотела делиться особыми подробностями своей жизни, но со временем она открылась мне и поведала о том, насколько нелегка её жизнь.
Меня иногда ругали родители за плохие оценки, за то, что не вововремя вернулась домой. Один раз за всю историю моего детства, папа дал мне ремня за изрисованные до потолка новые обои. Это был апогей моей ненависти к методам их воспитания и непонимания, почему мир ко мне так жесток. Юзя лишь рассмеялась над моими «трагичными» воспоминаниями и сказала: «Запомни, тебе очень повезло. Береги своих родителей.» В том возрасте смысл этой дежурной фразы мне не казался действительно важным.
«Вчера вот моя мама, наконец, пришла себя после 2-недельного запоя и сказала, что лучше бы сделала аборт»
Ну вот эту фразу я поняла мгновенно, и мне захотелось разрыдаться на месте, но видя, как стойко и с обыденной интонацией всё это говорит Юзя, я сдержала в себе этот комок из обиды и несправедливости.
Юзя рассказала мне, что после того, как отец их оставил, мать не смогла справиться с депрессией и начала много пить. Пить и совершенно забывать, что у неё есть дети. Так, в свои 6 лет девочка стала главной женщиной в семье: она умела готовить, стирать, убирать дом. Чем больше мы общались, тем сильней мне хотелось помочь ей, но обычно она отказывалась. Ей совершенно не хотелось играть роль жертвы обстоятельств, она с твердой уверенностью в светлое будущее принимала на себя все удары.
Мы стали дружить, я старалась подтянуть её в учебе, поддержать по дружески, часто звала к себе на чай. Мы часто вспоминали момент с коржиком, вспоминали с улыбкой и радостью, ведь после того, как мы начали общаться, в нашу коллизию подтянулись и другие недовольные обстановкой в классе. Все вместе мы уже могли постоять за себя. И нас уже было сложно обидеть или задеть. Время шло, мы росли. Если в средних классах меня начали интересовать косметика и прочие девчачьи глупости, то у Юзи были совершенное иные заботы.
Мы все понимали, как достается этой девочке, и что она была морально намного старше нас. У неё украли детство, и ей пришлось с этим смириться. Вот так интересно бывает: в классе сидят дети, всем по 13 лет, физически все подростки, но при этом кто-то думает о мальчиках и первом поцелуе, а кто-то переживает за то, что сегодня нечем кормить младших братьев.
Жизнь неимоверно быстротечна
Средняя школа подошла к концу, и мы распрощались. В знак своей благодарности Юзя подарила мне уже такой символичный коржик и сказала, что неизвестно, как сложилась бы её судьба, не начни мы тогда общаться, ведь я помогла ей поверить в себя. И это тронуло меня до глубины души. Настолько добрых и искренних слов раньше я ещё не слышала. Мы обнялись и распрощались в слезах.
В те годы интернет был ни у каждого, социальные сети только начали внедряться в жизнь масс, поэтому связь на расстоянии держать было весьма затруднительно. В старших классах я частенько оборачивалась назад и, не находя большие добрые глаза Юзи, с интересом представляла себе, чем же она живёт теперь, и как складывается её судьба. Кажется, всё это было в прошлой жизни.
О нашей недавней встрече с Юзей читайте в следующей части.
Лиза Калитина для O2Blog