Обычно я пишу только о мужчинах. Но сегодня я решил нарушить это правило и поговорить про женщин. Поэтому, заранее прошу не судить меня очень строго. Я вполне могу ошибаться. И буду благодарен, если меня кто-то поправит.
Я бы хотел поговорить о гендерной самоидентификации женщин. Мне кажется, что это важнейший этап в жизни женщины, который во многом определяет то, каких мужчин будет искать женщина и то, какие отношения она будет с ними выстраивать.
Эта статья – результат моего наблюдения за своими детьми. Поэтому, давайте сравним, как проходит гендерная самоидентификация у мужчин и у женщин.
Начнем с мальчишек. С ними все очень просто. Уже годика в полтора мальчишка делает первые шаги на пути своей самоидентификации, как мужчины. И происходит это в … песочнице. Кому-то что-то понравилось, и он хочет это отнять. А кто-то совсем не хочет это отдавать. Знакомая ситуация? Мальчишка получает первый опыт участия в настоящем мужском конфликте. Не в детском, а именно в мужском. Это чисто гендерный конфликт. Там мальчишка получает первый опыт в отстаивании своей позиции. И через это начинается процесс его самоидентификации себя, как мужчины. Так в мальчике начинает просыпаться его мужское начало.
Мальчишка подрастает. Начинает участвовать в групповых играх. Войнушка, футбол, догонялки всякие. Обратите внимание. Это все состязательные игры, связанные с достижением результата – победы. Кто лучше, кто быстрей, кто дальше. Это – мужские игры. И мальчишка играет не в игру. Он играет в мужчину. В этих играх мальчишка получает три базовых мужских навыка:
· Стремление к победе.
· Умение проигрывать.
· Способность анализировать причины.
Понятно, что если его команда проиграла, то во всем виноват будет какой-нибудь Васька Петров, который и в футбол-то играть не умеет. Но процесс осознания уже пошел. Мальчишка пытается разобраться в причинно-следственной связи. Пусть пока криво. Но этим процессом можно управлять. Всегда можно мягко перевести фокус с Васьки на самого мальчишку, узнать, все ли он сделал для победы, не было ли за ним каких-нибудь «косяков». Как правило, такие «косяки» обязательно всплывают. Со временем анализ будет становиться более объективным. Мальчишка поймет, что он тоже может ошибаться. И в этом ничего страшного нет. Он примет это. Очень важный момент гендерной самоидентификации – формирование критического отношения к себе.
Дальше, лет в 12, мальчишки подрастают и начинают объединяться в группы. Начинается процесс гендерной социализации, который продолжается до 18 лет. Мальчишке надо решить две задачи: быть принятым группой и отстоять в ней свое место. И опять, это чисто мужские задачи.
И, конечно, отношения с отцом. Это чисто мужские отношения. Через них мальчишка тоже ощущает себя мужчиной.
Вывод: Гендерная самоидентификация мальчика начинается с самых ранних лет и продолжается до окончания подросткового периода. Поэтому, у мужчин проблем с этим, как правило, не возникает. Ну, только, если мама очень-очень постарается. Мужчина идентифицирует себя сам. Через свой опыт.
С женщинами, как мне кажется, все обстоит гораздо сложней.
Давайте, посмотрим на девочек. У девчонок все совсем не так. Да, они играют в разные игры. Но это не женские игры. Это социально-ролевые игры. В магазин, в больницу, в дочки-матери. С помощью этих игр у девочек вырабатывается социальная адаптация. Но к гендерной самоидентификации это не имеет никакого отношения.
Девочки в своих играх ассоциируют себя с кем угодно, но только не с женщиной. Даже в своих девичьих компаниях они ведут себя просто как дети. Понаблюдайте. Если у мальчишек уже видно их мужское начало, то у девочек их женское начало даже не проглядывается. Наоборот. Зачастую они копируют мальчишек, перенимая у них манеры поведения в компании.
К сожалению, мама не может помочь дочери ощутить себя женщиной так, как это происходит у отца и сына. Это просто невозможно. Что такое может сделать девочка, чтобы ощутить себя женщиной? Мальчишка хоть подраться может и через это ощутить себя мужчиной. А девочка? Вот, и получается, что ничего.
Мама может обеспечить дочке социальную адаптацию. Научить готовить, стирать, убирать, заботиться. Но, научить быть женщиной, мне кажется, нет. Более того, именно здесь кроется огромная опасность для женской самоидентификации. Мама может, сама того не ведая, приравнять в сознании девушки понятие «быть женщиной» к этим самым «готовить, стирать, убирать, заботиться». И это может быть пожизненно.
Как сделать, чтобы такого не возникало? Это – отдельный разговор. Если интересно, я могу поделиться своим опытом. Результат получился потрясающим.
Как же все-таки происходит гендерная самоидентификация у женщины? Мне кажется, что она проходит очень быстро в период 17-18-19 лет.
В чем проявляется женская самоидентификация? Я думаю, в гордости и радости от осознания того, что ты – женщина, в принятии своей женской природы, своего начала, отсутствие страха быть женственной.
С 14 до 17 лет девушка, как и любой подросток, застревает в своем социальном окружении. Она реализует свою потребность в социальной принадлежности. Отсюда и склонность впадать во всякие субкультуры. Ей важно быть принятой, быть такой как все. Ни о какой женственности, ни о каком осознании не может быть и речи. Осознание себя – это осознание своей индивидуальности, своей непохожести. До 17 лет это невозможно, потому, что страшно. Страшно быть отвергнутой.
К 17 годам у девушки появляется потребность вылезти из этого «уютного социального болота» в жизнь. Но она совершенно не знает, как это сделать.
Отсюда, кстати, и рискованное сексуальное поведение у девушек в этом возрасте. Это попытка таким образом ощутить себя женщиной, обрести себя. Попытка очень опасная. Как правило, такие «эксперименты» заканчиваются глубокими психотравмами, которые потом могут сопровождать женщину всю ее жизнь, создавая проблемы в ее отношениях с мужчинами.
Помочь девушке пройти этот этап может только ее отец или другой близкий значимый мужчина. И это - одна из важнейших задач отца. Именно он должен дать ей понять, что видит в ней молодую женщину, сказать ей, что она не просто красива, а безумно красива. Восхищение отцом красотой и женственностью своей дочери - это первый шаг к принятию ей своей женской природы, шаг к свободе, к избавлению от страхов быть женщиной. Эмоциональная и чувственная поддержка отца - это единственная опора 17-летней девушки на пути своей женской самоидентификации. Других опор нет, и быть не может. Он - единственный мужчина, которому она доверяет, которому она верит, который для нее значим.
От того, сможет ли отец отделиться от нее, как от дочери, и принять ее как будущую женщину, помочь ей раскрыть и осознать зарождающееся внутреннее женское самоощущение и будет зависеть то, насколько успешно этот этап будет пройден.
Если этого не случиться, то женщина может и не обрести эту самую женскую самоидентификацию. А это неизбежно наложит отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь, начиная от боязни быть женственной, и заканчивая полным отрицанием своей женской природы.
Как может помочь ей отец? Культивируя в ней ее женскую индивидуальность, помогая ей создавать свой женский образ. Маме тут делать совершенно нечего. Почему? Да, потому, что мама бессознательно будет переносить на дочку саму себя. А отец – не будет. Он будет просто помогать дочке искать себя, оценивая это как мужчина…
Поэтому, в этот период дочку надо баловать. Помогать ей искать свое самовыражение как женщины, культивировать его, помогать избавляться от социальных стереотипов, стать собой, обрести гармонию со своим женским началом. И, в основе этого, должны лежать любовь и уважение. Главное не опоздать. Ведь совсем скоро у нее появится ее мужчина. И женщина должна вылететь из родительского гнезда свободной, открытой, принимающей себя, ощущающей себя ЖЕНЩИНОЙ.
Мне кажется, что не всегда это происходит так. И женщина застревает на этом этапе, так и не пройдя его. И вот в этом, как мне кажется, заключается главная проблема женщин, которая потом аукается в отношениях…
Я не утверждаю, что я прав. Но мне так кажется…
Спасибо, что читаете.