Мертвые воды Черного моря скрывают от нас много всего таинственного и неизведанного. Чтобы найти затонувшие корабли, увидеть и понять причину крушения, найти ответы и клады, увлеченные азартные люди исследуют морские глубины. Именно здесь открываются тайны и пишется история.
2000 тысячи метров под водой и еще 9 метров.
Столько понадобилось проплыть телеуправляемым поисковым аппаратам (ТПА), чтобы найти «самый древний полностью сохранившийся корабль в мире», возраст которого 2500 тысяч лет.
Все началось с исследования берегов Болгарии, первоочередной задачей было изучить экологическое состояние вод и флуктуации уровня моря.
При помощи ТПА получилось найти 67 затонувших кораблей самых разных эпох и самой разной сохранности.
Такие корабли мы видели раньше только «на картинках»-греческие триремы, римские, османские корабли, византийские галеры.
Но это было не все.
В последние дни проекта археологическая экспедиция натолкнулась на останки древнего корабля, и со своих мониторов определила, что это торговое греческое судно 4-5 века до нашей эры.
По мнению исследователей, это 23 метровое парусно-весельное судно, которое потерпело крушение во время мощного шторма.
Античный корабль в территориальных водах Болгарии удалось найти благодаря современным технологиям, которые могут видеть, поднимать и вести съемку на очень больших глубинах, и 2000 метров для них не предел.
С помощью ТПА получилось также взять кусочек от деревянного корабля, и по результатам радиоуглеродного анализа сделали вывод, что возраст корабля более 2500 тысячи лет.
В настоящее время это «самый древний полностью сохранившейся затонувший корабль» датируемый 400 годом до нашей эры.
Возможно на нем плавал сам Одиссей.
Похожий корабль, плавающий в Черном море, изображен на аттической вазе «Одиссей у острова сирен» из коллекции Британского музея.
Керамический сосуд датируется датой 470-480 годом до нашей эры, тем же периодом, что и сенсационная находка. Совпадение, а может и доказательство, кто знает.
Поднимать греческий корабль, конечно, никто не собирается.
Это дорогое удовольствие, и бестолковое, хрупкие части корабля несут куда большую ценность. Благодаря бескислородной среде и сероводородному слою из ила судно сохранилось до нашего времени.
Изучить, а также понять принципы и суть кораблестроения в древние времена помогут современные технологии.
Кстати, такое удовольствие экспедиции в Болгарию стоило 15 миллионов долларов. Неплохой способ потратить деньги, не правда ли?