Необходимость определения предельной навески пороха, хотя и возникла, очевидно, вместе с огнестрельным оружием, достаточно долго критичной не была. Сказывалось то, что скорость горения дымного пороха мало зависит от давления, а значит, "пересып" был критичен только при грубейших ошибках, тем более в гладкоствольном оружии.
А вот во второй половине XIX века сначала появление нарезного оружия, а затем и бездымного пороха изменило ситуацию кардинально. Сопротивление движению пули, вызванное нарезами (особенно в начальный момент выстрела, когда пуля только начинала деформироваться), растущие требования к скорости полета пули увеличили давление в стволе, а для бездымных порохов, с их нелинейной зависимостью скорости горения от давления (способной вылиться в детонацию), "пересып" уже был крайне опасен.
Изучение процессов, происходящих внутри ствола, требовало соответствующих способов замера давления в нем. Обычные манометры для таких давлений, к тому же воздействующих сотые доли секунды, не подходили категорически.
Старейший из существующих и поныне способов измерения давления - крешерный. Он прост как молоток: пороховые газы во время выстрела через стальной поршень осаживают калиброванный медный столбик (крешер), по изменению высоты которого и определяется давление.
Но в простоте и кроется проблема. Крешер калибруется под статическим давлением (проще говоря - обжимается мощным гидравлическим прессом), а при выстреле давление меняется динамически и воздействует на него кратковременно. То есть крешерное измерение не только не передает всю картину изменения давления, важную для отображения процессов горения пороха в стволе, но и занижает давление. Чем больше давление и чем короче оно действует, тем погрешность крешерного измерения выше - она доходит до 20%.
В отличие от устаревшего крешерного метода измерения, пьезоэлектрический (основной на текущий момент) значительно совершеннее. Кристалл кварца, установленный в датчике, практически лишен инерции съема данных, позволяет получать данные в режиме реального времени - изначально осциллограммой, а теперь и напрямую на компьютер.
Именно переход на пьезоэлектрический метод измерения позволил значительно усовершенствовать бездымные пороха, поскольку испытатели получали полную и точную картину процессов внутри ствола.
Пьезоэлектрический датчик, что немаловажно, не обязательно должен вворачиваться в ствол: он может быть и накладным (хотя и с неизбежным огрублением показаний), то есть работать на "живом" оружии без его малейших модификаций.
Погрешность пьезоэлектрического метода измерений на порядок ниже, чем при использовании крешера - в пределах 1,5-2%. Именно "пьезоэлектрическое" давление сейчас указывается стандартами и для боеприпасов, и для оружия. Отсюда возникает путаница: старое оружие под нитропорох, для которого указывается "крешерное" давление, кажется несовместимым с современными боеприпасами своего калибра, для которых стандартом указано "пьезоэлектрическое". И не обязательно старое - например, ижевские "сорок третьи" под патрон 12/70 до недавних пор клеймились на 650 атмосфер, несмотря на нанесенное рядом клеймо CIP. Оружие же этого калибра, согласно CIP, должно иметь максимальное рабочее давление в 740 атмосфер. Да и сама заводская инструкция к ружью говорит прямо - "ружья с длиной патронника 70 мм предназначены для использования любых патронов с длиной гильзы до 70 мм, за исключением патронов с маркировкой "Max. 1050 bar". Парадокс? Отнюдь - "атмосферы" на стволах проставлены по крешерному методу. Впрочем, это дошло и до ихмеховцев - например, у автора на ружье 2017 года вообще никаких упоминаний давления нет вовсе.