Лама Джигпа Гьямцо родился в 1916 г. в области Сяхэ в южной части провинции Ганьсу. Здесь бок о бок жили тибетцы, китайцы-хань и мусульмане-хуэй, монголоязычный народ ту, исповедовавший буддизм, принявшие ислам монголы баоань и дунсян, а также тюркоязычные мусульмане-салары. Сам регион горист и засушлив, по сей день Ганьсу остаётся одной из самых слаборазвитых провинций Китая, а в первой половине ХХ в. её население постоянно существовало на грани голода.
Мальчика при рождении назвали Калзанг. С детства он столкнулся с бедностью, лишениями и притеснениями со стороны местных чиновников и богатеев. Но однажды священнослужители распознали в молчаливом ребёнке восемнадцатое перерождение настоятеля монастыря Сунминъянь. В апреле 1923 г. был проведён обряд просвещения, и Калсанг получил имя Цзиньба Цзямуцо (金巴嘉木措) [тиб. འཇིག་པ་རྒྱ་མཚོ Джигпа Гьямцо].
Линия перерождений, продолжателем которой признали молчаливого мальчика из бедной семьи, имела более чем пятисотлетнюю историю. Первый лама линии жил в годы правления императора Чжу Юаньчжана (1368 - 1398 гг.). По преданию его мать носила ребёнка под сердцем уже десять месяцев, но всё никак не могла разрешиться от бремени. И вдруг однажды она почувствовала боль в животе и услышала голос эмбриона: "Сделай надрез близ рёбер!". С трудом удерживая живот, она другой рукой взяла нож, поднесла его к своим рёбрам и спросила: "Здесь ли резать?". Едва она коснулась ребра, то треснуло и наружу выскочил ребёнок. Поэтому мальчика прозвали "Лэй ба фо" (肋巴佛), что-то вроде "Околорёберный Будда".
Тибетцы верили, что чудесно родившийся настоятель монастыря Сунминъянь стал Бодхисаттвой и сознательно откладывал своё Просветление и уход в нирвану, чтобы помогать другим существам и передавать им учение Будды. После смерти он раз за разом перерождался, а ученики находили и узнавали его. Тибетцы называют таких буддийских мастеров Тулку ("Тело-иллюзия"), а китайцы - "Живыми Буддами" (活佛).
После признания и утверждения местными властями ребёнок официально становился управляющим монастырём, получавшим подношения из окрестных селений. Признание в качестве тулку было важным социальным лифтом не только для самого "Живого Будды", но и для всей его семьи. Впрочем, злоключения родных Калсанга не закончились: мать довёл до смерти землевладелец, а брата убили солдаты милитариста Ма Буфана.
Сам он получил в монастыре религиозное образование и степень Геше. Китайцы приглашали молодого ламу в свои деревни провести ритуалы, чтобы избавиться от засухи, или обеспечить хороший урожай.
На 19-м году Республики (1930 г.) Джигпа Гьямцо в странствиях по Ганьсу познакомился с ханьцем Ван Чжунцзя и хуэйцзу Ма Фушанем - будущими товарищами по революционной борьбе.
Пять лет спустя недалече этих мест прошёл Великий поход войск китайских коммунистов. Джигпа Гьямцо приютил в своём монастыре раненных красноармейцев. Порой он беседовал с ними и так впервые ознакомился с их идеями. Однажды отрок-настоятель сказал окружающим монахам: "Мы должны вести дела с народом подобно красноармейцам. Так мы сможем сломать этот людоедский порядок".
Лама взрослел и со временем получал всё больше власти в делах монастыря. В 1940 г. он создал в уезде Чжоне в семи подконтрольных селениях организации бедноты, похоже, что-то вроде кооперативов.
Но летом 1942 г. Южную Ганьсу поразила сильная засуха. Не помогли ни ритуалы, ни кооперация, и разразился голод. Этот голод и стал точкой невозврата, после чего в регионе началась подготовка к восстанию.
Про то как лама Джигпа Гьямцо стал вождём крестьянской войны - во второй части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить:)
Краткие тезисы о тибетских коммунистах можно найти здесь