Первый испытательный заезд отечественного троллейбуса произошел в 1902 году. Специализированное издание «Автомобиль» опубликовал даже по этому поводу большую заметку, где в подробностях описывался экспериментальный образец компании «Фрезе и Ко». Преимуществами транспорта перед трамваем стала маневренность, возможность сдать назад и повернуть в нестандартной ситуации. Кроме того, создание такой сети для передвижения гораздо дешевле прокладки рельс. К сожалению, после испытаний о грузовых троллейбусах и троллейвозах забыли на 30 лет.
Уже в СССР этот вид транспорта появился в 30-х годах. Сперва использовались для подключения к токосъемнику кустарно модифицированные автомобили ЯТБ. Как правило, грузовые троллейбусы эксплуатировались в депо для обслуживания пассажирского транспорта. Потом сфера применения грузовиков на электротяге стала расширяться вместе с контактной сетью. Использовались также троллейвозы с дополнительным комплектом аккумуляторов, которые позволяли значительно отклоняться от маршрута сети. Некоторые экземпляры проработали в Москве со времен Великой Отечественной войны до середины 50-х годов.
Позднее на заводе им. Урицкого выпускались экспериментальные модели грузовых троллейбусов, которые оснащались также двигателями внутреннего сгорания. В серийное производство они не пошли, но способствовали значительному развитию отрасли.
Сокольнический вагоноремонтный завод внедрил троллейвозы «в массы», выпустив модели ТГ и ТГ-4, которые оснащались электромотором и ДВС. Бензиновый агрегат развивал мощность до 70 лошадиных сил, а колеса и мосты от МАЗ-200 позволяли передвигаться не только в городских условиях.
В 1964 году появилась модель троллейвоза ТГ-3М, полная масса которого составляла 12 тонн. Максимальная скорость машины равнялась 50 км/ч. Всего до 1970 года на Сокольническом вагоноремонтном заводе было выпущено примерно 400 грузовых троллейбусов, включая 55 экземпляров с платформой бортового типа. Примечательно, что они эксплуатировались до 1993 года.
Выпускались также троллейвозы и на Киевском заводе электрического транспорта. Семейство грузовых троллейбусов КТГ включало самосвал, седельный тягач, рефрижератор и даже поливомоечную машину. К сожалению, большинство из них так и остались экспериментальными образцами.
Оцените, пожалуйста, статью и подпишитесь на Канал - ПОДПИСАТЬСЯ