Есть такая категория авторов, которая следует логике «если я напишу среднестатистического героя, который вдруг обнаруживает, что он особенный, это будет интересно среднестатистическому человеку, потому что каждый поверит, что у него есть шансы, а меня будут много читать, много любить и много покупать». Неа, не сработает. Получится просто лажа. Если и будут покупать, то не по этой причине.
Почему нельзя так делать.
О, есть целый ряд причин, почему! Основная – никто не может нормально это воплотить. Ладно, мне не встречались, но верю, что в природе такие авторы существуют. По крайней мере, надеюсь.
Почему-то подавляющее количество авторов, исповедующих эту стратегию, считает, что «такой как все» - это обязательно неудачник. Он не может добиться уважения к себе, его в грош никто не ставит, всё из рук валится, хреновая работа и полный беспросвет.
И вот такой человек ВДРУГ начинает вести себя как герой. Так не бывает. Если вы затюканный подросток, вы не броситесь с копьём на перевес на монстра, который угрожает даже не вам. Потому что ничего не бывает вдруг, без малейших предпосылок. Даже если человека цапнет пресловутый паук или любая другая ненормальная дичь (включая авторское «я так захотел»), он не превратится из ленивого криворукого нытика в крутого самоуверенного мастера боевых искусств в одну секунду. И даже за пару недель не превратится. Это долгий и тонкий психологический процесс. Если уж автор берётся за такой изначальный типаж.
Как сделать героя, которого читатель ассоциировал бы с собой?
Причина, по которой персонажа пытаются сделать «таким как все», кроется в том, что такого героя читатель должен ассоциировать с собой и больше сопереживать ему, привязаться, быстрее влиться в книгу.
Но я (как и преследуемый среднестатистический читатель) считаю себя умной, смелой и необычной! И тут мне подсовывают вот это и говорят: «Это ты! Я считаю, что ты такой же глупый, неповоротливый, непредусмотрительный и скучный. Узнаёшь себя?». Реакция – отторжение и лёгкая (поначалу) степень отвращения к книге. В основном такие книги дочитывают, потому что просто хотят узнать, чем закончилось. Вы хотите быть некачественным автором, который способен писать только одноразовые книжки? Если да, то тогда вперёд, оскорбляйте читателей и штампуйте плоских раздражающих героев.
Хотите сделать героя «таким как все» - добавьте ему безобидных распространённых особенностей. Да, особенностей! Потому что каждый человек уникален! И ваши герои – такие же живые люди. Не ровняйте своих читателей под тупых персонажей. Это не просто неудачная, это просто отвратительная стратегия. Доводите своих героев до уровня своих читателей, которых вы уважаете (а иначе с какой стати им читать ваши книги?). Ваш персонаж должен быть уникален в любом случае, иначе он просто не интересен. Иначе он шаблон, а не живой образ. А если хотите, чтобы больше людей находили в нём себя, добавьте деталей, которые присущи многим людям. Герой может забыть ключи, обрадоваться, что на улице тепло, выйти рано утром в куртке, зная, что днём придётся убрать её в сумку, потому что солнце будет жарить нестерпимо, он может побояться встать, потому что потревожит кота. Большинство людей хоть раз оказывались в таких ситуациях и узнают себя. Но ни одна из описанных мной сейчас вещей не делает героя раздражающе тупым! Не бесите читателей!
Если вы считаете, что вам необходим персонаж, в котором люди узнают себя, подарите ему несколько бытовых мелочей, которые случались с вами. Этого будет достаточно.
Как должен меняться герой?
Когда очередь дойдёт до перемен (если это предполагает авторский замысел), то персонаж должен вести себя адекватно. Как вёл бы себя сам автор, например. В кого бы (или чего бы) не мутировал герой, он должен оставаться человечным. Повторюсь, не бывает так, что человек боится каждого шороха, а потом вдруг превращается в отважного уверенного в себе суперчувака. Если даже он стал очень крутым, ему всё равно может быть страшно, грустно, он будет мёрзнуть зимой и маяться на солнцепёке, любить котят и не переваривать (хотела вставить жанр музыки, но пусть будет на ваше усмотрение, у всех разные вкусы). Не теряйте объём, не штампуйте картонных персонажей. Развивайте изначальный образ, а не криво ляпайте желаемые клише друг на друга. Будьте някой и пишите качественно.