Отказ от мяса принимает на Западе форму массового увлечения. Пожалуй, самым убедительным доказательством тому служит трёхкратный рост доходов от продажи веганских полуфабрикатов компании "Бейонд мит" ( Вeyond meat), в первом квартале 2019 года.
Это одна из самых крупных компаний в данном сегменте рынка. Месяц назад она разместила акции на бирже и в первый же день торгов цена акций взлетела более чем в два раза. Капитализация компании Вeyond meat превысила $3 млрд, а ее акционерами первого "призыва" стали такие известные личности, как Леонардо Дикаприо и Билл Гейтс.
Производители мясных продуктов и рестораторы во всём мире, хотят или не хотят, вынуждены развивать ассортимент веганских колбас и котлет, потому что на них есть спрос и он увеличивается. Сегодня все ведущие производители пищевых добавок, работающие на европейском рынке, имеют в ассортименте продукты для веганов и вегетарианцев. Доля комплексных добавок для производства таких продуктов достигает в отдельных компаниях 20% от оборота. Речь идет о продуктах, которые выглядят как мясные, имеют соответствующую текстуру, вкус и запах, но не содержат ни грамма животного белка.
Так в чём, спросите вы, обман? Обманули Била Гейтса со всеми прочими акционерами? И их тоже, но обман этот не имеет финансового эквивалента. Идею отказа от животного белка, потому что птичку (свинку, коровку, овечку и пр.) жалко, понять можно, но что, интересно, испытывает человек, измученный салатом, когда перед ним на тарелке лежит сочный веганский бифштекс? Для его приготовления не пролили ни капли говяжьей крови, но тем не менее, это продукт, который всем своим естеством напоминает гастрономическому сектанту о его "греховной" биологической природе.
Если уж ты убежден, что убивать животных для удовлетворения своих потребностей в аминокислотах, микроэлементах и витаминах - это дикость и неоправданная жестокость, то будь последователен, откажись не только от своей биологической природы, но и от культуры питания, созданной на крови невинно убиенных братьев меньших. А именно, от имитации формы пищи и обмана своих вкусовых рецепторов - кушай с аппетитом горох как горох, а не как свиную отбивную. Не получается: сознание отказывается воспринимать гороховую кашу или какую-нибудь тюрю, в качестве блюд, способных удовлетворить не только первичные потребности организма, но и эстетические потребности высокоразвитого существа - человека. Не может разум человека выйти за пределы своего чувственного опыта, поэтому и будет человек обремененный этическими предрассудками вегетарианского толка до скончания века восхищаться растительной котлетой. И тем сильнее будет чувство восхищения, чем больше она (котлета) напоминает ему продукт из животного белка.
Это экзистенциальное противоречие, однако, ничуть не мешает росту популярности совершенно растительных продуктов с мясным вкусом. Копия всегда будет проигрывать оригиналу даже, если эта копия позиционируется как продукт премиум-сегмента, но изрядную долю рынка у оригинала "отъест". В Канаде, обеспокоенные таким ходом дела мясники уже собираются добиться запрета использовать мясную терминологию в названиях вегетарианских подделок. Их логика понятна: за словами "бургер", "сосиска", "болонья" (вареная колбаса по-нашему) стоят вполне определенный смысл и ассоциации, берущие начало в мясной природе продуктов, в мясной культуре, если угодно, а вы с вашим горохом "идите лесом"!
Канадские мясники не хотят, чтобы на их поляне резвились всякие травоядные и они правы, а те, кто набросился как голодный на акции Вeyond meat, не правы, потому что "после мяса" (так можно перевести название компании) не наступит до тех пор, пока существует род человеческий. Ажиотаж вокруг копий всегда ненатурален и пройдет, когда пройдет мода на гастрономическую ересь.
Фото Джоанны Косинской на Unsplash