Кто-то может спросить: что за непонятное слово вынесено в заглавие статьи? А кто-то поставит вопрос иначе: почему выбрано именно это слово?
Слово апофеоз имеет множество смыслов, но сегодня оно использовано в смысле чего-то заключительного, финального.
О том, почему выбран именно этот термин скажу чуть ниже...
Я считаю войну отвратительной, но ещё отвратительней мне кажется те, кто воспевает её, в ней не участвуя.
Ромен Роллан, французский писатель и общественный деятель.
Это высказывание, по моему мнению, отлично описывает нашего сегодняшнего героя - немецкого художника Отто Дикса. Человека с непростой судьбой.
Отто Дикс.
Родился Отто Дикс в городе Гера (Тюрингия) в простой семье: отец был формовщиком в литейном цехе, мать - швея, интересовавшаяся искусством. Несмотря на то, что вырос в рабочей семье, Отто получил приличное для того времени образование.
Особенно нравилось в школе Диксу рисование. Его учитель - Эрнст Шунке - заметил талант у своего воспитанника и всячески способствовал его дальнейшему развитию. В период с 1910 по 1914 годы Отто Дикс учился в Дрезденской художественной школе. Там он увлекся авангардом: экспериментировал с кубизмом и футуризмом...
Но вот грянула война и, подчиняясь общему патриотическому настроению, Отто Дикс бросает учебу, занятия искусством и записывается добровольцем в армию.
Это довольно крутой поворот в судьбе подающего большие надежды молодого художника...
Сначала художник попал в полевую артиллерию, затем был переведен в пулеметное подразделение. Он принимал участие в боях и на Западном и на Восточном фронте. Отто Дикс даже дослужился до вице фельдфебеля (аналогично званию сержанта). В перерывах между боями он делал множество карандашных набросков, стараясь передать атмосферу в окопах и в какой-то степени дать выход своему эмоциональному перенапряжению. Наброски отличались крайней степенью реалистичности. Можно даже сказать, что они были отталкивающе реалистичны...
После войны, в период с 1919 по 1920 годов Отто Дикс много работал с дадаистами, создавал коллажи и экспериментировал с прочими авангардистскими приемами и стилями.
Но прошлое не отпускало. Он видел войну, настоящую войну, и не мог её забыть.
В 1923 году он представляет публике картину, которая известна под названием "В окопе". Картина вызвала множество споров в немецком обществе.
Так за Отто Диксом закрепилась слава антивоенного художника, а в 20-е годы XX века пацифистские, антивоенные настроения были очень сильны. Так европейское общество реагировало на последствия опустошительной Первой Мировой войны.
С 1927 по 1933 год Дикс стал профессором в Дрезденской академии художеств, преподавал, заседал в союзе Немецких художников, продолжая писать картины антивоенной направленности.
В 1932 году из-под кисти Дикса выходит триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей) с кратким названием - "Война". Это произведение можно смело назвать главным произведением немецкого художника. Его апофеозом.
Но настали иные времена - к власти в Германии (Веймарской республике) приходят национал-социалисты во главе с Гитлером, бывшим в юношестве тоже художником. Взгляды на войну (в том числе и на Первую Мировую войну) у Отто Дикса и нацистов были диаметрально противоположными.
Так что уже с 1933 года на художника начались гонения: его исключили из академии, перестали устраивать выставки и, в итоге, объявили художником, принадлежащим к "дегенеративному" искусству, которое неуместно в рейхе. В 1937 году 260 работ Дикса были изъяты из немецких музеев и отправлены в запасники.
В период правления в Германии неистового ефрейтора (военный чин Адольфа Гитлера) Отто Дикс подрабатывал частными заказами, которые позволяли сводить концы с концами. В мире полыхал новый масштабный конфликт - Вторая Мировая война, но художник не собирался принимать в ней участия. Хватит, отвоевался...
Но война пришла к Отто Диксу вновь незваным гостем - в 1945 году его "забрили" в отряды фольксштурма (народное ополчение, куда забирали стариков, женщин, детей и людей, мало пригодных к строевой службе с целью защиты фатерлянда), где он попадает в плен к французам.
В 1946 году он возвращается на родину...
А в послевоенной Германии его ждал сюрприз: страна, в виду начала масштабной конфронтации между СССР и США, оказалась разделена на два государства. И Отто Дикс чувствовал себя художественным аутсайдером в обеих Германиях: его не прельщал ни "соцреализм" ГДР, ни новое абстрактное искусство в ФРГ.
Хотя его принимали одинаково хорошо и там и там. В Дрездене (советская зона оккупации) у него имелся большой дом-мастерская и даже вторая семья!
Умер Отто Дикс в 1969 году, его похоронили в городке Хемменхофене, что стоит на Боденском озере.
Произведения.
Картины, рисунки и офорты художника могут напугать неподготовленного зрителя, так что людям очень впечатлительным лучше такое не смотреть на ночь. Но это неприкрытая правда войны, так сказать, истинная окопная правда...
Особо хочется остановиться на ряде работ. Всего же за свою жизнь, Отто Дикс создал около 500 произведений. И начнем мы с цикла графики, объединенным общим названием "Война". В этом цикле художник акцентирует внимание на отталкивающих реалиях войны - трупах, ранениях, ужасных условиях солдатского быта и т.д.
Солдаты в противогазах стали в глазах художника своеобразным символом современной, молниеносной, обезличенной, кровавой, механизированной войны.
Триптих "Большой город" (иначе "Столица" или "Веймарский Берлин") - отражает реалии послевоенной Германии, где соседствует блеск одних и нищета многих.
И наконец главное произведение Отто Дикса - триптих "Война" - состоит из трех (если считать нижнюю часть - из четырех) частей.
Левая часть показывает длинную, почти бесконечную, колонну марширующих солдат, идущих в бой.
В правой части изображены две фигуры - солдат, в котором угадывается сам Отто Дикс, тащит на себе раненого товарища.
Средняя - самая большая часть триптиха - квадратное полотно, олицетворяющее поле боя современной войны. Тело солдата, застрявшее на металлических прутьях отсылает к христианскому распятью.
Ещё раз подчеркнем, что когда нацисты придут к власти и начнут проповедовать идею военного реванша, картины Отто Дикса (да и сам художник) одними из первых попадут под "культурный секвестр". Ведь они показывали нелицеприятную сторону войны: грязь, кровь, всё что шло в разрез с нацистской парадигмой о величии и полезности войн...
Да, кстати, напоследок мне следует ответить на вопрос почему в названии данной статьи было использовано слово "апофеоз"?
С одной стороны, это дань уважения картине русского художника Верещагина, писавшего батальные сцены, но без героики и пафоса.
С другой стороны, уважаемый читатель, эта статья тоже своеобразный апофеоз. Именно рассказ о немецком художнике Отто Диксе завершает цикл моих статей, посвященных Первой Мировой войне.
Этой публикацией завершается подборка статей, связанных с некоторыми эпизодами Первой Мировой войны. Но это не значит, что канал "Окопная Правда" прекращает своё существование! Автор делает перерыв в работе для отдыха и поиска новых интересных тем для моих читателей.
Благодарность аудитории.
Спасибо всем тем, кто читал и дочитывал мои статьи до конца, кто ставил лайки. Особо хочется поблагодарить подписчиков моего канала!
Желаю всем Вам удачи! До новых встреч!