Найти в Дзене
Светлана Сазонова

Отрывок из книги про кино.

  Из тех художников, о которых я пишу в этой книге, наиболее мне близки Тарковский и Михалков. Потому что я  разговариваю, думаю с этими людьми на одном языке. Речь, в данном случае, действительно определяет сознание. Интересно, что и тот, и другой – сыновья прекрасных поэтов, Арсения Тарковского и Сергея Михалкова. Более чем достойные дети своих отцов, создатели образного языка, «записывающие движение» (буквальный перевод слова «кинематограф»).  Творчество этих художников причиняет  боль, заставляет тосковать о совершенстве, призывает, всей своей красотой к лучшему. Довлатов сказал о том впечатлении, которое производит настоящее произведение искусства: «Боже, как глупо, пошло и лживо я живу! Как я беспечен, жесток и некрасив! Сегодня же, сейчас же начну жить иначе – достойно, благородно, и умно»….

Никита Сергеевич Михалков.

Свои и чужие в творчестве Н.С. Михалкова.
Отец режиссёра - поэт Сергей Михалков -   дважды (!) автор текста гимна, то есть текста, прославляющего нашу страну.         ( По-моему, это – удивительный факт, ещё надо суметь так прожить жизнь).
Никита Михалков -  певец нашей Родины. Когда я смотрю его фильмы, то чувствую себя квадратным сантиметром отражения на экране, крохотной частью нации. 
 Все его творчество посвящено России. Сценарий каждой картины – история об этой стране. Он говорит об отечестве с благодарностью.  Но ведь любить – не значит слепо поклоняться. Любить можно, даже не вполне понимая свой объект любви. Да, Михалков – любящий сын, но  он ясно видит недостатки, пороки своей родины… Впрочем, его любовь - безоговорочная. Как гласит мудрая латинская пословица – Родину любят не за величие, а за то, что она родная. 
И поэтому фильм Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», по мотивам бессмертного романа И.Гончарова - это закономерность. 
Сколько будет существовать русская литература, столько будут ломаться копья по поводу такого национального явления, как «обломовщина». Хорошо это или плохо? И что  делать? И кто виноват.
Вопросы эти вечные, неразрешимые. А потому и вдохновляющие.  Да, очень многие из нас  Обломовы, в той или иной степени. И я, кстати, тоже. Мне почти всегда лень начинать новый день. Постоянно слишком много думаю, и слишком мало делаю. Мне трудно перейти от самих прожектов к их воплощению. Не упускаю возможности валяться полдня в кровати (например, на выходных). Тяжело переношу зиму, особенно в конце, когда едва таскаю ноги от авитаминоза.  Бываю неловка, надо мной иногда подтрунивают в обществе…Мой родной  городок, где я выросла – это царство большого сна. Когда  приезжаю туда,  словно хожу среди теней…
Замечательный музыкант и философ, Борис Гребенщиков сказал, что в России живут люди, которые  ждут подарка от судьбы. Когда же манна небесная снисходит на них, то они не знают, что с этим делать. И в итоге  предпочитают отказаться от милости свыше.
Обломов, то есть русский человек, в фильме показан с разных ракурсов, образно выражаясь. И в целом образ его дурён. Ну, если начистоту. Это крайне ленивый, апатичный человек, он не способен принять какого-либо определённого решения.  Хотя, если его растолкать хорошенько, он выявляет недюжинные способности к философствованию. Илья Ильич очень чувствителен, переживает, волнуется из-за пустяков, понятных только русским.  Думаю, чувствительность эта - от идеализма. Наша нация верит в сказки, и больше всего боится её исчезновения. Когда  надежды не оправдываются, русский уподобляется разъярённому бурому медведю…
Впрочем, Обломов бы поленился даже впасть в ярость.
В каких же положительных качествах нельзя отказать герою? Обломов галантен с дамами – не только  такими яркими, молодыми, красивыми, как Ольга, но и весьма заурядными, как Агафья Пшеницына. У Гончарова это подчёркивается, у Михалкова же такой героини нет. Потому что ему не интересен сон Обломова. Ему был интересен момент, когда Штольц проснулся, разбуженный Штольцем…и Ольгой.
Апатия героя – по сути, беззлобна. Если он и причинил вред, то лишь самому себе.
 Мало ли на свете таких недотёп? Но разве любят только хороших? Или влюбляются только в положительных? Разве только идеальные могут быть неповторимыми и незабываемыми? Конечно, нет.
 Штольц, этот умный, и деятельный человек, действительно любит Обломова. Но дружба взрослых людей не может держаться только на детских воспоминаниях, или пресловутом притяжении противоположностей. Тут непременно должна быть духовная связь. Поэтому Штольц и Обломов очень  интересные, и загадочные герои для Михалкова.
Вариации на тему столкновения лоб в лоб иностранца и русского – не редкость в его творчестве. В качестве примера можно привести картины: «Урга, территория любви», «Очи чёрные», «Автостоп», «Сибирский цирюльник», «Двенадцать». Может быть, Михалков ведёт речь даже о противостоянии вообще всего русского и иностранного (невольно вспоминается монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»). Но в фильме «Несколько дней из жизни Обломова»  мы наблюдаем именно явление ассимиляции, то есть иностранец  сдаётся перед обаянием русской культуры и быта.
 «Зима! Наполеон, тоскуя…». В книге  Бориса Акунина «Чёрный монах», есть персонаж – губернатор, немец по происхождению. Вступив в должность, тоже поначалу хотел насадить немецкие порядки, а потом начал ходить в баню, отвык курить трубочку, бросил пить пиво и кушать сосиски, а пристрастился  к настойкам и ватрушкам. Не поэтому ли Бисмарк считал попытку завоевания России – самоубийством? 
И, кроме того, Штольц - это  собирательный образ нетипичных русских людей. То есть русских  по происхождению, но не по  поведению,  привычкам. Русские наполовину. Или лучше сказать, что Штольц и Обломов –  это инь и янь многих русских. Мы, в большинстве, являем собой  смешанный тип. Так как при всей нашей  симпатии к душевности Обломова - он бы никогда не снял фильм. Особенно про самого себя. Или не написал книгу о кино.
Из тех художников, о которых я пишу в этой книге, наиболее мне близки Тарковский и Михалков. Потому что я разговариваю, думаю с этими людьми на одном языке. Речь, в данном случае, действительно определяет сознание. Интересно, что и тот, и другой – сыновья прекрасных поэтов, Арсения Тарковского и Сергея Михалкова. Более чем достойные дети своих отцов, создатели образного языка, «записывающие движение» (буквальный перевод слова «кинематограф»). Творчество этих художников причиняет боль, заставляет тосковать о совершенстве, призывает, всей своей красотой к лучшему. Довлатов сказал о том впечатлении, которое производит настоящее произведение искусства: «Боже, как глупо, пошло и лживо я живу! Как я беспечен, жесток и некрасив! Сегодня же, сейчас же начну жить иначе – достойно, благородно, и умно»…. Никита Сергеевич Михалков. Свои и чужие в творчестве Н.С. Михалкова. Отец режиссёра - поэт Сергей Михалков - дважды (!) автор текста гимна, то есть текста, прославляющего нашу страну. ( По-моему, это – удивительный факт, ещё надо суметь так прожить жизнь). Никита Михалков - певец нашей Родины. Когда я смотрю его фильмы, то чувствую себя квадратным сантиметром отражения на экране, крохотной частью нации. Все его творчество посвящено России. Сценарий каждой картины – история об этой стране. Он говорит об отечестве с благодарностью. Но ведь любить – не значит слепо поклоняться. Любить можно, даже не вполне понимая свой объект любви. Да, Михалков – любящий сын, но он ясно видит недостатки, пороки своей родины… Впрочем, его любовь - безоговорочная. Как гласит мудрая латинская пословица – Родину любят не за величие, а за то, что она родная. И поэтому фильм Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», по мотивам бессмертного романа И.Гончарова - это закономерность. Сколько будет существовать русская литература, столько будут ломаться копья по поводу такого национального явления, как «обломовщина». Хорошо это или плохо? И что делать? И кто виноват. Вопросы эти вечные, неразрешимые. А потому и вдохновляющие. Да, очень многие из нас Обломовы, в той или иной степени. И я, кстати, тоже. Мне почти всегда лень начинать новый день. Постоянно слишком много думаю, и слишком мало делаю. Мне трудно перейти от самих прожектов к их воплощению. Не упускаю возможности валяться полдня в кровати (например, на выходных). Тяжело переношу зиму, особенно в конце, когда едва таскаю ноги от авитаминоза. Бываю неловка, надо мной иногда подтрунивают в обществе…Мой родной городок, где я выросла – это царство большого сна. Когда приезжаю туда, словно хожу среди теней… Замечательный музыкант и философ, Борис Гребенщиков сказал, что в России живут люди, которые ждут подарка от судьбы. Когда же манна небесная снисходит на них, то они не знают, что с этим делать. И в итоге предпочитают отказаться от милости свыше. Обломов, то есть русский человек, в фильме показан с разных ракурсов, образно выражаясь. И в целом образ его дурён. Ну, если начистоту. Это крайне ленивый, апатичный человек, он не способен принять какого-либо определённого решения. Хотя, если его растолкать хорошенько, он выявляет недюжинные способности к философствованию. Илья Ильич очень чувствителен, переживает, волнуется из-за пустяков, понятных только русским. Думаю, чувствительность эта - от идеализма. Наша нация верит в сказки, и больше всего боится её исчезновения. Когда надежды не оправдываются, русский уподобляется разъярённому бурому медведю… Впрочем, Обломов бы поленился даже впасть в ярость. В каких же положительных качествах нельзя отказать герою? Обломов галантен с дамами – не только такими яркими, молодыми, красивыми, как Ольга, но и весьма заурядными, как Агафья Пшеницына. У Гончарова это подчёркивается, у Михалкова же такой героини нет. Потому что ему не интересен сон Обломова. Ему был интересен момент, когда Штольц проснулся, разбуженный Штольцем…и Ольгой. Апатия героя – по сути, беззлобна. Если он и причинил вред, то лишь самому себе. Мало ли на свете таких недотёп? Но разве любят только хороших? Или влюбляются только в положительных? Разве только идеальные могут быть неповторимыми и незабываемыми? Конечно, нет. Штольц, этот умный, и деятельный человек, действительно любит Обломова. Но дружба взрослых людей не может держаться только на детских воспоминаниях, или пресловутом притяжении противоположностей. Тут непременно должна быть духовная связь. Поэтому Штольц и Обломов очень интересные, и загадочные герои для Михалкова. Вариации на тему столкновения лоб в лоб иностранца и русского – не редкость в его творчестве. В качестве примера можно привести картины: «Урга, территория любви», «Очи чёрные», «Автостоп», «Сибирский цирюльник», «Двенадцать». Может быть, Михалков ведёт речь даже о противостоянии вообще всего русского и иностранного (невольно вспоминается монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»). Но в фильме «Несколько дней из жизни Обломова» мы наблюдаем именно явление ассимиляции, то есть иностранец сдаётся перед обаянием русской культуры и быта. «Зима! Наполеон, тоскуя…». В книге Бориса Акунина «Чёрный монах», есть персонаж – губернатор, немец по происхождению. Вступив в должность, тоже поначалу хотел насадить немецкие порядки, а потом начал ходить в баню, отвык курить трубочку, бросил пить пиво и кушать сосиски, а пристрастился к настойкам и ватрушкам. Не поэтому ли Бисмарк считал попытку завоевания России – самоубийством? И, кроме того, Штольц - это собирательный образ нетипичных русских людей. То есть русских по происхождению, но не по поведению, привычкам. Русские наполовину. Или лучше сказать, что Штольц и Обломов – это инь и янь многих русских. Мы, в большинстве, являем собой смешанный тип. Так как при всей нашей симпатии к душевности Обломова - он бы никогда не снял фильм. Особенно про самого себя. Или не написал книгу о кино.