Продолжаем говорить, как писать роман. Это, конечно, не обещания модных "коучей" как "заработать на Форексе" или "как стать богатым и счастливым, не шевельнув пальцем". Рассказывать истории и переносить их на бумагу -- немалый труд, требующий и усидчивости и терпения, простите за банальные истины.
Представим себе, что мы создали и мир, и героя, и сдвинулись за первую сцену. Мы спланировали начало и конец, знаем, к чему нужно прийти; осталось понять как.
Но до момента "как" ещё надо дойти. И самое главное препятствие -- как а) не потерять интерес и б) как заставить себя писать регулярно?
Счастливы те, для кого это не проблема.
Оправданий тому, чтобы не писать, есть множество. Мы поговорили о "страхе чистого листа"; но тут дело другое.
Скажу о том, что помогает лично мне: я представляю героев, как находящихся в беде, и выбраться они оттуда могут только вместе со мной. Ведь персонажи -- не просто буквы на бумаге или символы в памяти компьютера; это части вас, обособившаяся на время часть вашего сознания и даже, не побоюсь этого слова, души. Представляйте, что они будут свободны и счастливы, преодолев все выпавшие на их долю испытания; вы же всё равно относитесь к ним как к собственным детям.
Есть и ещё одно, чисто техническое правило: пишите каждый день. Даже если устали, болит голова, "нет настроения". Зачастую, чтобы не впасть в состояние полной прокрастинации и "авторского блока", достаточно всего лишь одного абзаца, даже одной строчки в день.
Вы написали, вы преодолели себя, вы победили собственную лень -- и вы чувствуете себя хорошо. "Ай да Пушкин, ай да ... !" Так формируется привычка -- с малого, по чуть-чуть, но работа идёт каждый день. Вы пишете строку, абзац, страницу -- и у вас улучшается самочувствие и настроение.
Не складывается данная конкретная история? Откройте черновик (а лучше -- большой кожаный журнал, вот такой):
и пишите то, что пишется сейчас. Любую зарисовку, набросок, карту местности -- что угодно. Главное -- сдвинуться с мёртвой точки. И тогда -- буква к букве, абзац к абзацу, страница к странице -- двинетесь к запланированному финалу.
А о том, как строить сюжет в "свободном пространстве середины" мы поговорим завтра.