Найти тему
Внимательный Лис

Эстетика вина. Опыт исследования невежды

Виноделие - это эстетика ароматики и если очень повезет, то еще и эстетика вкуса. Но вкус у сапиенса примитивен. Как говорит теория, человек отличает сладкое и соленое от горького и кислого и это все. Эстетике просто негде разгуляться на полную ногу. Очень и очень жаль, что эволюция вот так примитивно оценивает то, что уже попало в рот и что осталось только прожевать и проглотить. А и вправду зачем стараться оценить то, что уже съедается.

Но вот с ароматами к счастью все не так. Тут у нас тонкость восприятия сопоставима со слухом. Выследить и поймать пищу с ножками не просто, она прячется и убегает. Для того, чтобы найти, поймать и съесть ее нужно сначала увидеть, услышать или унюхать.

Лет 5 назад мне случилось быть на дегустации у одного небольшого производителя вин в Австрии на юг от Вены. Вот здесь.

Где-то под Веной
Где-то под Веной

Это было первое такое событие в моей жизни. Попробовав 8 или 10 разных вин, я впервые ясно ощутил в себе невежество. Автор ждал моих оценок, а я кроме сладко, кисло и приятно не был в состоянии промычать что-то вразумительное. Через год я спланировал свою поездку по Италии так, чтобы таких дегустаций было 4 или 5. И там произошло фундаментальное для меня событие, которое превратилось в очаровательное и очень поучительное приключение о чем далее. Дегустируя вина в сердце Тосканы в Монтепульчано я снова поймал себя на том, что увидел как автор наливает мне в бокал вино и рука его подрагивает. Он наливал мне то, что считал своим достижением. Он испытывал почтение к тому вину, которое он наливал мне в бокал. А я ни-че-го не понял, я не увидел принципиальной разницы между этим достижением и другими винами. И вот тут я и сказал себе ту фразу, которую с тех пор не устаю повторять сам себе уже и по другим поводам: "Парень, а ведь ты невежда". И следующую фразу: "Когда ты, парень, появишься в следующий раз в Италии, ты должен быть не просто любителем, а тонким ценителем вин" и изъясняться по-итальянски. Такова преамбула.

Опускаю подробные описания практических действий, которые я предпринял для того, чтобы достичь поставленной цели. Тут были и знакомства с большинством сомелье в моем большом городе и многочисленные дегустации с виноделами, которые привозили свои шедевры самостоятельно в чемодане из Франции, Испании и из Ставропольского края и проч. Были поездки в некоторые страны Европы и в отдельные терруары Италии для практического апробирования на месте. Была даже удивительная поездка в предгорье Тянь-Шаня, где были обнаружены настоящие шедевры рислинга в изумительном винодельческом хозяйстве Арба Вайн. И было увеличение веса на 10 килограмм. Увы, знания даются дорогой ценой.

Когда же я наполнил свой мозг субстратом практических знаний, он (вот ведь зануда) задал мне интересный вопрос: "Почему один мастер делает шедевры, а другой мастер, который живет рядом с ним и растит тот же виноград на соседнем холме, сделать шедевр не может?".

И я поехал в Пьемонт к двум виноделам, чтобы в беседе с ними найти ответ. Это были Анджело Гайя и Джакомо Контерно. Соответственно это были терруары Барбареско и Бароло. Я выбрал Пьемонт и этих двух замечательных виноделов, исходя из свойственного мне максимализма. Бароло называют королем вин и вином королей. Именно в Бароло делают настоящие шедевры ароматики. А имя Гайя это синоним предельно высокого уровня вина и мастера. Также впрочем как и Контерно. Я подумал, если мне удастся поговорить с ними, то я пойму почему эти ребята делают шедевры такого уровня, что некоторые из них раскупаются по цене 300 евро за маленькую бутылочку в 300 грамм, причем в молодом возрасте вина.

Барбареско

Итак вначале было Барбареско.

Въезд в Барбареско и Башня
Въезд в Барбареско и Башня
Барбареско. Вид с Башни
Барбареско. Вид с Башни
Замок Гайя
Замок Гайя
Комната секретаря синьора Гайя
Комната секретаря синьора Гайя
Виноградник Costa Russi
Виноградник Costa Russi
Сам Nebbiolo!
Сам Nebbiolo!
Удобрения. Остатки переработки винограда. Никакой химии.
Удобрения. Остатки переработки винограда. Никакой химии.
Рабочие
Рабочие
Вина на выдержке
Вина на выдержке
Зал дегустации
Зал дегустации
Программа дегустации
Программа дегустации
Дегустация в разгаре
Дегустация в разгаре

Впечатления и выводы

Дегустация у Гайя была предложена в идеальной постановке. Обратите внимание на следующее: четыре Барбарески: три из них одного года 2013. Два сделаны из винограда от отдельных виноградников (Costa Russi и San Lorenzo), третье из смеси винограда этих виноградников. Такой подход позволяет тщательно вынюхать все отличные друг от друга нюансы, связанные с конкретным терруаром виноградников и одновременно понять а что же происходит с ароматикой, если все смешать вместе (Barbaresco). Четвертое вино 1999 года (Sperss) дает возможность сравнить и понять как именно эволюционирует ароматика после длительной выдержки. На последнем фото можно видеть четыре бокала, которые я почти два часа непрерывно сравнивал под комментарий секретаря синьора Гайя. К моему большому сожалению сам Анджело отсутствовал и потому я многое не увидел из того, что извлек бы из личного общения. Но итальянцы очень общительные ребята, а секретарь Гайя так просто очаровательна и открыта полностью.

Общий вывод по дегустации Барбаресок: вино из каждого отдельного виноградника имеет свое яркое лицо и особенности в ароматике. Вино из смешанного винограда потеряло яркость. Но это понимаешь только в прямом сравнении. В ином случае это было бы не видно. Я не сдержался и вслух сказал об этом. Говорить такое в замке Гайя категорически нельзя. Меня наградили взглядом крайне осуждающим и соответствующим фырком. Намотал на ус.

Последнее из пяти вин (белое) долго оставалось вне моего внимания. Вот, что значит невежество. Но после того как я полностью разобрал все нюансы Барбаресок, я обратился к нему. В бутылке оказалось Шардоне 1996 года! А ароматика его оказалась такой, что я не смог сдержать восторгов вслух.

Тонкость заключается в том, что сорт Шардоне это общемировой сорт и из него делают ординарные вина на каждый день в разных частях Земли. Исключением является терруар Шабли во Франции, где Шардоне выдерживают подобно красным сортам и получают нечто необычное под тем же названием Шабли. Впрочем и во Франции в районе Шабли не все удачно. По настоящему выдающиеся вина делаются только в небольшом по площаде районе Шабли Гран Крю. Что-то есть там в почве такое, что заурядный Шардоне после выдержки превращает в очень интересное вино.

И вот я вижу Шардоне которому 20 лет и он не испорчен (как я бы ожидал), а неописуемо великолепен по ароматике. Настоящий Capo lavoro.

Итоговое фото с дочерью Гайя и моей женой.

Дружба народов после дегустации
Дружба народов после дегустации

Что я понял.

Творчество и совершенно нетривиальные эксперименты делают синьора Гайя тем Мастером, который способен на шедевры там, где другие просто делают свою работу. Он может вдруг посадить в Пьемонте Шардоне (как буд-то этим Шардоне не завален весь рынок вин) и получить выдающееся, уникальное вино. Он может выделить часть виноградников на полностью естественное произрастание винограда. То есть буквально, как выросло так и выросло само. Выбрасывать несколько лет весь урожай, а потом вдруг получить природный шедевр. И тому подобное. Видеть нечто там, где никто не видит - это быть зрячим следи слепых. Вот он Анджело Гайя и есть тот самый зрячий. А потому он Мастер.

Далее мы поехали в Бароло к сеньору Контерно .

Бароло

Ехали по проселочным дорогам среди сплошных виноградников. Иногда блуждали. Вышли спросить правильную дорогу у какого-то итальянца очень экзотичного вида. Узнав, что мы едем к Контерно, он говорит: "Я его отлично знаю. А у меня вино не хуже. Пошли пробовать". Выглядело это так.

Хозяйство Джакомо Феноккьо
Хозяйство Джакомо Феноккьо
Сам Джакомо и его бочка Бароло
Сам Джакомо и его бочка Бароло

Продолжение следует.