Не секрет, что у каждого из супругов могут быть свои долги и свои обязательства. Каждый отвечает по ним своим имуществом. Если этого имущества не хватит, то долги покрываются за счет доли каждого в общем имуществе супругов.
Этой понятной и справедливой нормой недобросовестные супруги часто злоупотребляли. Нередко встречались ситуации, когда ценное имущество «переписывалось» на одного из них, а должником становился другой. В результате чего супруги оставались с имуществом, а кредиторы ни с чем.
Подобных ситуаций стало меньше, когда Верховный суд начал массово пересматривать соглашения о разделе совместного имущества. В результате такого пересмотра разделенное имущество возвращалось в общую собственность, из нее выделялась доля супруга-должника и на эту долю обращалось взыскание по его долгам.
В настоящее время такое перераспределение имущества вообще потеряло смысл. Оно не спасает от кредиторов, так как супруг, к которому это имущество перешло в результате его раздела или в связи с брачным договором, обязан передать его в конкурсную массу супруга-должника.
Другая ситуация, которую тоже удалось переломить благодаря практике Верховного суда. Кредит, взятый в период брака, долгое время судами признавался общим долгом супругов, хотя Семейный кодекс оснований для этого не дает (п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 35 СК РФ). В результате чего нередко встречались ситуации, когда в период брака кредит берет один супруг и тратит его на себя, а возвращать этот кредит приходится обоим.
Ситуация начала меняться с изменением практики Верховного суда, который указал, что за счет общего имущества может быть возвращен только кредит (займ), который хоть и был единолично получен одним из супругов, но потрачен им на нужды семьи.