Найти тему
МХАТ им. М. Горького

«Дневник актрисы». Неслучайные совпадения

«Дневник актрисы» Татьяны Васильевны Дорониной пережил третье издание и из небольшой книжки превратился в увесистый томик, снабжённый редкими фотографиями и влюблённой статьей Раисы Беньяш. В названии – упор на профессию. Скажут – иначе и быть не могло в эпоху «колесиков и винтиков» и «служебных романов», однако, дело не только в эпохе. Видимо, характер Дорониной, а скорее всего, вообще русский характер, никогда не разделял личное и общее, игру и быт, любовь и партнёрство, отцовство и наставничество.

Всё связано. Нюра в «Трёх тополях на Плющихе» – это «мамочка любимая», и ни слова – про сам фильм: не в нём суть. Учителя – Борис Вершилов и Георгий Товстоногов – это и «самый лучший на свете отец», которому место – в ряду великих режиссёров и педагогов. Потерянные по молодости дети повторяют судьбу не выживших маминых первенцев – братика и сестрички. Изгнание из театра – бездомье и бессмыслица жизни. Жизнь ни разу не уступает у Дорониной театральным мизансценам, а актёрский успех Басилашвили, Евстигнеева, Юрского, Луспекаева, Хитяевой, Марецкой коренится в повадках обитателей изб и коммуналок. С одинаковой остротой доронинский глаз следит за утонченной игрой Смоктуновского, и благоговейно ступающей по паркету Эрмитажа босиком тётей Машей. Связь между принципиальным министром культуры Фурцевой, в одиночку отстоявшей спектакль, и молчаливой тётей Лизой, приютившей на время войны лишний рот – маленькую Таню – очевидна и неоспорима.

Союз «высокого» и «низкого», городского и крестьянского, эта «капля "Шанели", добавленная в щи», над которой подтрунивал ещё пересмешник-Гафт, оказалась спасительным якорем, позволила врасти в землю во время перестроечной гололёдицы, превратила благополучную звезду в боярыню Морозову девяностых. В «Вассе Железновой» – единственном спектакле, где играет сегодня Доронина, актриса играет себя эпохи девяностых – одинокую колонну разваливающейся империи, где одинаково обречены дворянские и купеческие вишнёвые сады. В её мемуарах нет места сплетням и мышиной возне, есть боль и труд, раскаяние и упование, гнев и радость – все то, о чём действительно стоит рассказать тем, кто придёт потом. «Дневник актрисы» – прямая передача чувства целого, сакрального, какого-то общего кода, сидящего в нас.

Передача состоялась. Почитаемого Дорониной Распутина сегодня снова репетирует с труппой режиссёр Сергей Пускепалис, исполнитель главной роли в фильме «Простые вещи». «Последний срок» он задумал поставить давно, и поставит в МХАТ. А биография любимого Дорониной Есенина давно занимает нового завлита театра – Захара Прилепина: почти готовая книга о поэте станет предметом театральной лаборатории. «Охота на волков» у Владимира Высоцкого, мне кажется, взята из «Волчьей гибели» Сергея Есенина», – читаем в «Дневнике». Но не из Высоцкого ли (а значит, из Есенина) – прилепинский «Взвод» и сборник донецких поэтов?

«Дневник актрисы» продаётся в фойе театра в антрактах. Можно поискать в сети, послушать аудиоверсии. Интересно и полезно всем.

Автор: Юлиана Бачманова