Отрывок из книги "НЛП В ПСИХОТЕРАПИИ"
М.Н. Гордеев
Под аллергией понимают повышенную чувствительность организма, которая чаще всего носит приобретенный характер. Для возникновения аллергии нужны аллергены – вещества, обычно белковой или полисахаридной природы, хотя описана аллергия и на простые вещества, например, йод, бром, и даже аллергия на яркий солнечный свет и на холод. Для последней группы характерен свой механизм развития. По-видимому, данные вещества и физические факторы меняют белковую структуру клеток организма до такой степени, что иммунная система не признает их своими и реагирует на них как на чужаков.
Действительно, аллергическую реакцию следует понимать как избыточную реакцию иммунной системы. В норме иммунная система делает для нас очень много важного. Защищает человека от агрессии чужеродных веществ – бактерий, грибков, вирусов, однако в какой-то момент в организме может случиться поломка, и иммунная система начинает проявлять агрессию к собственным клеткам организма. Как правило, для аллергической реакции все равно нужно какое-то воздействие извне, которое и приводит к избыточной реакции. Чаще всего она проявляется в местах контакта человека с аллергеном – на коже, слизистых бронхов, реже – в отделах желудочно-кишечного тракта.
В норме иммунная система человека строго дифференцирована. Ее дозорные клетки постоянно обходят весь организм человека и определяют, все ли клетки соответствуют генотипу данного человека. Иммунная система охотно убивает не только бактерии и вирусы, но и собственные клетки организма, которые чем-то отклонились от нормального развития и определяются как чужеродные. Примером таких клеток могут служить раковые клетки. Почему же иммунная система в какой-то момент пропускает развитие некой опухолевой клетки, позволяя ей начать делиться и превратиться в опухоль? Возможно, здесь велико значение психического фактора.
Под воздействием каких-либо внешних и внутренних факторов иммунная система может дать сбой. Такими внешними факторами становятся избыточные нагрузки, повышенная или пониженная температура окружающей среды и многое другое, что истощает человека. К внутренним факторам относятся различные заболевания человека, психическое и физическое утомление, различные стрессы. В этот момент давшая сбой иммунная система может с большей вероятностью создать реакцию отторжения на совершенно безвинную собственную клетку организма, вступившую в контакт с каким-то внешним фактором, который в последующем будет являться аллергеном.
Теорий развития аллергии очень много. Описано множество аллергенов инфекционного и неинфекционного происхождения, в том числе бытовых, лекарственных, пыльцевых и пищевых. Однако для нас представляет интерес развитие аллергии у каждого конкретного человека, когда, вначале возникнув реакцией на одно вещество, аллергия постепенно распространяется и захватывает другие вещества, которые раньше не были аллергенами. Нередко это вещества похожи на первый аллерген, например, аллергия, возникшая на шерсть кошки, может достаточно быстро перерасти в аллергию и на шерсть собаки. Аллергия на пыльцу одного растения может разрастись в аллергию и на пыльцу других растений. Интересным бывает наблюдение за развитием аллергии в семьях, когда аллергия, которая была у одного члена семьи, возникает у другого, и трудно сказать, что же здесь имеет большее значение – генетический фактор или фактор самовнушения, что данное вещество опасно как аллерген. Возможно, опираясь на болезнь как на способ реагирования организм начинает находить все новые и новые причины заболеть, расширяя круг аллергенов. Бывает достаточно предложить человеку ощутить себя в контакте с аллергеном, как он тут же начинает демонстрировать признаки аллергической реакции. Это дополнительно подтверждает значение фактора внушения в аллергии: реальный аллерген отсутствует, а налицо все признаки аллергической реакции.
Поскольку в механизме развития аллергии имеет значение психологический фактор, лечение аллергий может быть проведено методами психотерапии.
Описание техники
1. Выявите аллерген и условия возникновения аллергической реакции. Попросите пациента представить себя в контакте с аллергеном в настоящий момент. Откалибруйте физиологические реакции, дыхание человека и т.д. Будьте осторожны, если пациент сильно реагирует на аллерген, данный этап следует проходить очень быстро.
2. Объясните ошибку иммунной системы, запомнившей аллерген. Расскажите, как создается аллергия, как она распространяется. Используйте примеры из жизни пациента.
3. Найдите контрпример (вещество, материал, растение и т.д.), наиболее похожий на аллерген, но на который аллергии нет. Попросите представить себя в контакте с ним, убедитесь в отсутствии аллергической реакции. Поставьте якорь на нормальную реакцию. Желательно, чтобы контрпример предлагал сам пациент.
4. Предложите пациенту “выстроить прозрачный экран” через всю комнату. Попросите описать экран: блики света, матовый оттенок и т.д. Предложите увидеть по другую сторону от “экрана” своего двойника, который сейчас будет обучаться нормально реагировать на аллерген.
5. Попросите ввести к двойнику контрпример. Воспроизведите якорь отсутствия реакции. С этого момента он воспроизводится непрерывно (удобнее использовать кинестетические якоря).
6. ПОСТЕПЕННО вводите аллерген в пространство к двойнику, калибруя реакцию пациента. Не торопитесь, давайте возможность привыкнуть к новому состоянию. Поддерживайте диссоциацию, просите описать реакцию двойника, предложите руководить скоростью поступления аллергена и т.д.
7. При отсутствии реакции у двойника ассоциируйте с ним пациента, и пусть он представит себя в присутствии аллергена. Продолжайте удерживать якорь.
8. Предложите пациенту представить, как он будет вести себя в будущем в присутствии аллергена. При отсутствии реакции перестаньте воспроизводить якорь и попросите еще раз (без якоря) представить себя в реальном будущем в присутствии аллергена.
9. Если можно провести проверку сразу, то есть предложить пациенту войти в контакт с аллергеном, (погладить кошку, найти пыль и т.д.), сделайте это.
Основной смысл техники состоит в том, чтобы, опираясь на вещества, которые аллергию у человека не вызывают, расширить зону здоровья, создав якорь на отсутствие аллергической реакции, перенести его контакт с веществом, на которое аллергическая реакция еще была. Если подобное действие вам удастся, – аллергия отступит.
Подробности и запись на семинары:
https://gordeev.ru/raspisanie/
Так же вы можете связаться с нами по телефонам:
+7(985)191-30-00; +7(495)120-49-00
E-mail: mn@gordeev.ru
#московскийинститутмилтонаэриксона #саморазвитие #психология#самопознание #нлп #михаилгордеев #психологическаялитература #insterickson#ericksoninst #психолог #осознанность #обучениепсихологии #gordeev #nlp#мышление #психологиямосква #саморазвитие #психологияжизни#подсознание #сознание #добитьсяуспеха #успех #бессознательное#психологияуспеха #логическиеуровни #нлптехники