В школе выдали список на лето, по которым отчеты нужно написать. Начали мы с "Сорочьих сказок" Алексея Толстого. Я убедила дочку, что они коротенькие, и она без труда их прочитает.
Лиза согласилось и уже через пять минут рыдала навзрыд:
- Котика жалкооо!
Боже, что там с котиком?!!!
Итак, пересказ сказки “Кот Васька”
У кота сломались зубы. Пошел он к ведьме. Та предложила сделку: даст железные зубы, а кот отдаст то, что поймает первым.
А поймал он собственный хвост. А потом, куцый, размышлял, зачем ему железные зубы.
Над сказкой Лиза-то и разрыдалась, так жалко ей стало котишку.
Вопрос: в читательский дневник необходимо записать идею, смысл произведения. И в чем он у этой сказки?
А у сказки смысл должен быть. Тем более, сказка обязана оставлять после себя светлое чувство, а также победа добра над злом тоже должна присутствовать.
Есть сказки с несчастливым концом, сказки-предупреждения. Но рассказывают их детям 3 лет, так они не осознаю опасности.
А вот с этим котом-то что?
Единственное, что я могла подсказать Лизе: не соглашайся на “непонятные”, расплывчатые условия. Например, договора читай внимательно. Но разве это для детей?
(Кстати, а какой бы вывод сделали бы вы из этой сказки?)
Остальные сказки Толстого не лучше. Гусак, который бросил своё семейство на заклание и улетел с дикими гусями: "Не поминайте лихом". Нормально?
Ежи и дятлы, которые напали на спящую лису, искололи, избили, выгнали. Хоть и спит, все равно - враг.
В общем, ребенок реагировал на каждую сказку слезами и вопросом: "За что?"
Интересно, как часто пересматривается список книг для внеклассного чтения?
Почему определенных авторов задают из года в год десятилетиями? Только потому что они классики?
Толстой писал сказки в самом начале своей писательской карьеры. Да, изучал фольклор, пытался подражать, искал свой стиль. Но даже литературоведы называют жанр "Сорочьих сказок" - что-то среднее между фольклором и авторской сказкой, зарисовки из деревенской жизни.
Понимаю, что у Толстого есть прекрасные взрослые произведения, но зачем "проба пера" детям? Понять о несправедливости мира?
Вызвать хоть какой-то душевный отклик? Ну, дочка 3-й день жалеет бесхвостых котиков и избитых лисиц, а ненавидит ежей, дятлов и ведьм.
Не понимаю... А как вы думаете, пора ли пересмотреть список школьной литературы? Хотя бы для внеклассного чтения?