История про то, как я послал клиента. Впервые в жизни и, надеюсь, в последний раз.
Предыстория тривиальна: один родственник дал в долг 120 000 рублей другому родственнику, на бизнес, но, как это часто бывает, бизнес не пошел. Должник вернул какую-то часть денег, а с остальным - затык. Не отказывается, но и не отдает. Он бы и сам рад - да нечем. Я уж не знаю, что там у них произошло, какая ссора, но в итоге займодатель пришел с этой проблемой ко мне.
Расписка есть, дело ясно - претензия, исковое, суд, приставы, описанный холодильник и телевизор.
Однако клиент с таким предложением не согласен, кричит, что это мошенничество и надо писать заявление в полицию. Сто процентов поругались родственники, похоже - очень и очень сильно.
Разъясняю, что это дело бесполезное, состава нет. Тем более - часть денег уже отдал. Мужик стоит на своем - надо посадить этого гада.
Признаться, я уже в этом месте с радостью бы послал его, но человек пришел не со стороны. Брат хорошего знакомого, который, пока был жив, много добра мне сделал.
Так что я махнул рукой. Хочет в полицию - пусть будет в полицию. Составил заявление, отправили по почте...
Ответ МВД был вполне предсказуемым - это гражданско-правовые отношения, идите в суд. Клиент с таким ответом вообще не согласен, утверждает, что менты просто не хотят работать, настаивает на жалобе в прокуратуру. Никакие доводы, что ответ будет тот же, не помогают. Бог с тобой, золотая рыбка, составляю жалобу в прокуратуру.
Ответ опять предсказуемый и все тот же - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела оставить в силе. Клиент оказался единственным, кто не начал катить бочку на меня, что это я плохо пишу, посетовал на нежелание органов работать и дальше изъявил желание бороться самостоятельно...
И начал фигашить заявления в СК, прокуратуру всех уровней, начальнику УВД области и так далее, вплоть до приемной самого Гаранта Конституции. Ответы почти дословно повторяют друг друга - нет состава, идите в суд. И, ладно бы клиент на этом успокоился - с каждым ответом он звонил мне и рассказывал, что там написано, и какие плохие у нас органы. Поначалу я терпеливо слушал. Воспитание все же... да и чувство долга перед его покойным братом.
Дальше - больше. Клиент начал ходить в прокуратуру лично - районную, городскую, областную. И после каждого визита - опять звонил мне и рассказывал... в общем, все тоже самое. Причем названивал он, похоже, не только мне, но еще и в прокуратуру - это помимо визитов и жалоб. Там его уже по голосу узнавали. Когда я, зайдя по другому делу в прокуратуру, назвал его фамилию, сотрудника прокуратуры передернуло. Был бы у него пистолет - изрешетил бы меня.
Причем этот деятель все разговоры с прокуратурой записывал на телефон! И вот у заместителя прокурора района нервы не выдержали быстрее, чем у меня. Послала его тетка. По телефону. Открытым текстом. Сколько тут было восторга! Новые жалобы в областную и генеральную прокуратуру, уже на заместителя прокурора. И, опять, звонки мне с рассказами о том, какие ответы получил, и о том, что органы бездействуют. Через год я уже вздрагивал от звука телефонного звонка. Эти истории, повторяющие друг друга, достали просто неимоверно. Но я оказался крепче зампрокурора. Стиснув зубы выслушивал его. Хотя на деле уже не слушал, а занимался своими делами, многозначительно отвечая в трубку "угу", "да-да", "полностью согласен".
Еще через полгода клиент получил ответ, что заместитель прокурора привлечена к дисциплинарной ответственности. Сколько тут было восторга! Мужик, получив заряд уверенности, начал фигашить заявления именно тому сотруднику областной прокуратуры, который дал такой ответ. Звонить ему, ходить на приемы. Жаловаться уже на всех, кто дал на его заявления и жалобы, как он считал, "отписки". Откуда я все это знаю? Потому что после каждого визита он звонил мне и рассказывал все в подробностях! Через полгода я уже начал говорить, что у меня нет времени на разговор по телефону. Так этот деятель начал приходить ко мне в офис! И нудеть "как он насыпал перцу на хвост прокуратуре", и будет жаловаться до самого конца, пока вся прокуратура не поймет, с кем связалась и не заставит ментов-бездельников возбудить дело.
Высказавшись мне, он довольно кричал "а сейчас я в прокуратуру! Допеку их!" Прокурор района начал от него прятаться. Проникать на рабочее место через пожарный выход, потому как в фойе его ждал этот деятель. Клиент, поняв это, потому что прокурор тоже еще тот гений сыска - оставлял авто на парковке перед прокуратурой, начинал кричать в фойе, что неделю не ел и сейчас склеит коньки от голода прямо в здании прокуратуры, если его не примет прокурор. А потом, довольный, снова приходил ко мне со своими рассказами.
В итоге у меня уже рука на рукоятке пистолета чесалась. Я убежден на 147%, если б я его застрелил - не только не было бы уголовного дела, но была б даже почетная грамота от прокурора, МВД и СК. К этому времени вся эта история длилась около 2,5 лет.
Дальше - больше. Кто-то надоумил деятеля обратиться в СМИ. Но там тоже не конченные дураки сидят, а потому освещать его историю отказывались. Тут уже клиент начал рассказывать мне, что силовики запугали СМИ, чтобы не писали про их бездействие. И продолжал ходить к прокурору. Хорошо человеку на пенсии, делать-то нечего!
В итоге, совместными усилиями, влив в деятеля литр коньяка, мы с сотрудником прокуратуры убедили его подать гражданский иск. Составил претензию, совершенно бесплатно, лишь бы не видеть его никогда, отправил заказным...
Блин, опять приходит ко мне, и рассказывает, что вчера опять ходил в прокуратуру... короче, задолбал меня вконец. Не выдержал я, послал его, да так далеко и громко, что девочки из соседних офисов неделю меня сторонились. Я реально, на себе, ощутил, что такое "состояние аффекта". Клиент обиделся...
Прошло еще несколько месяцев... и мне позвонила его жена, вся в слезах, и рассказала, что ее мужа прокурорские довели до психушки!
Взяв бутылку хорошего виски, я пошел в прокуратуру, отпраздновать это дело. И узнать, что вообще такого произошло, что нервы кончились?
Оказалось, деятель, по своему обыкновению, пришел с утра, чтобы пожаловаться прокурору на свою нелегкую жизнь, однако прокурор района готовился к проверке из Москвы и ему вообще было не до мирских дел. Товарищ, почувствовав себя обделенным вниманием, начал биться головой об стену, требуя пустить к прокурору. Собственно, это и послужило причиной вызвать бригаду скорой помощи, которая, поскольку гражданин представлял угрозу для себя самого, быстренько определила его к прокурору. Но не к тому, который в кабинете, а к тому, который в палате. В той самой, где Наполеон раньше лежал.