Найти тему
Простыми Словами

Мифы о национальном менталитете и невозможности победы над коррупцией

Многие мои соотечественники искренне считают, что коррупцию в России искоренить невозможно, т.к. она засела чуть ли не в генах. Но успешный опыт других стран показывает, что мы так уж и не уникальны.

Прежде всего хочу обратиться к опыту города-государства Сингапура. К 1950 году там проживало порядка одного миллиона человек. Это было довольно «разношерстное» многонациональное общество, большую часть которого составляли китайцы, но при этом они не являлись коренным населением. В 1867 году Сингапур стал колонией Британской империи. Но так как Сингапур располагался на перекрестке морских путей, в городе находили прибежище авантюристы со всего мира. После китайской революции туда перебрались мафиозные кланы из Китая, занимающиеся поставками опиума. В годы Второй мировой остров оккупировали японцы и построили там тюрьму для военнопленных. После Войны Сингапур представлял собой довольно депрессивный район третьего мира, в котором процветали нищета, преступность и наркомания.

Но оказалось, что эту проблему может решить один человек всего за 20-30 лет. Таким человеком стал премьер-министр Ли Куан Ю. Большинство из читающих, наверняка, слышало о нем. Постараюсь заострить Ваше внимание на нескольких важных аспектах в его деятельности, о которых не всегда вспоминают в популярных статьях.

(фото взято из открытых источников в Интернете)
(фото взято из открытых источников в Интернете)

Ли Куан Ю обычно вспоминают, как жесткого диктатора, который не делал снисхождений даже перед своими друзьями или родственниками, замешанными в коррупции. Многие авторы даже отмечают, что именно суровость наказаний и привела Сингапур к успеху.

Однако, я считаю, что Ли Куан Ю помог комплексный подход к проблеме коррупции. Если расстрелять вообще всех коррупционеров, то можно остаться и без населения. Но Ли Куан Ю, несомненно, был очень одаренным человеком. Он закончил Кембриджский университет с 2 красными дипломами – по экономике и праву. B он прекрасно понимал, что дача взяток была естественным процессом для тогдашнего общества. Поэтому он приложил все силы, чтобы физически исключить ситуации, когда у одних появляются стимулы брать взятки, а у других - давать. Для этого необходимо было изменить законодательство, уменьшив число ситуаций, когда от чиновников требовались разрешения на те или иные действия бизнеса или физических лиц. Было отменено лицензирование многих видов деятельности, в других случаях получение разрешения заменялось на простое уведомление. Также была проделана огромная кропотливая работа по устранению «белых пятен» в законодательстве – мест с двусмысленным толкованием или же моментов, оставленных на усмотрение чиновников.

Не забыл Ли Куан Ю и финансовый аспект природы коррупции. Если чиновникам не хватает зарплат для достойной жизни, то они будут сильнее подвержены соблазнам «срубить легких денег». Правительство Сингапура решило привязать зарплаты в госсекторе к средним зарплатам по стране на аналогичных должностях. Причем зарплаты в госсекторе сделали ниже, порядка двух третей от коммерческого сектора, но, всё равно, это было существенным подъемом по сравнению с прежними уровнями. А вот судьям, наоборот, зарплаты подняли до уровня самых лучших юристов страны. Такие зарплаты позволили привлечь в судебную систему лучших частных адвокатов.

Отмечу еще один важный аспект реформ против коррупции – поощрение частной собственности на недвижимость. Ли Куан Ю понимал, что люди, имеющие недвижимость в собственности, становятся более законопослушными и более нетерпимыми к нарушению законов, ведь им есть что терять. Поэтому правительство Сингапура стало добиваться снижения стоимости ипотечных займов, поощряя население обзаводиться собственностью.

Разумеется, все эти нововведения внедрялись довольно тяжело. Были и жесткие акции, такие как увольнение всех сотрудников таможни или замена большинства личного состава полиции, которые сопровождались даже бунтами. Но руководство проявило политическую волю, успешно решая возникающие проблемы.

Комплексная реализация всех этих мер привела к тем удивительным результатам, что мы сейчас наблюдаем. За годы жизни всего одного поколения сингапурцев их страна совершила удивительный скачок, став одной из самых развитых стран мира. В начале двухтысячных ВВП на душу населения в Сингапуре превзошёл уровень США!

Если же сравнить нынешнюю Россию с Сингапуром 50-х, то я вижу у нашей страны много преимуществ. У России есть внутренние ресурсы для необходимых реформ, в то время как власти Сингапура были вынужден привлекать иностранные инвестиции. Но есть и недостатки – страна гораздо больше Сингапура, следовательно, сложнее будет контролировать ход реформ.

И самый главный минус – наши нынешние власти, похоже, не заинтересованы в таких реформах. Вроде у нас есть закон 44-ФЗ, который регламентирует все закупки госучреждений. Но по факту, этот закон научились обходить, и никто не занимается устранением его недостатков. Количество чиновников все время растет, как и число процедур для бизнеса, требующих согласований. Никто не думает над упрощением бухгалтерского и налогового учета. Никто не думает над согласованием правил пожарной безопасности и антитеррористических мер, которые вступают в конфликты друг с другом. Законодательство не запрещает близким родственникам крупных чиновников заниматься бизнесом. В то время, как из уст первых лиц мы слышим о необходимости снизить давление малый и средний бизнес, закрываются сотни и тысячи компаний. К сожалению, проблемы, порождаемые коррупцией, пожирают нашу экономику, разрастаясь как раковые опухоли. «Даже сверхвысокие цены на нефть или газ уже не помогут нашей экономики развиваться» - так говорят ведущие экономисты.

Рано или поздно у нас произойдет смена власти, и следующему президенту придется использовать опыт Сингапура и других стран по борьбе с коррупцией. Но я верю, что у России получится повторить то, что получилось у Ли Куан Ю.