Инициатива «Один пояс – Путь» была предложена Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время его визита в страны Юго-Восточной и Центральной Азии. Основной целью проекта «Один Пояс – Один Путь», декларируемой Китайским правительством, является развитие инфраструктуры на Евразийском континенте. Сразу же после заявления Си Цзиньпина, проект получил огромный отклик среди мировой общественности, а также политических лидеров многих государств. В частности президент России – Владимир Путин заявил следующее: «Россия не только поддерживает проект "Один пояс - один путь", но и будет активно участвовать в его реализации совместно с китайскими партнерами и, конечно, со всеми другими заинтересованными странами».
В свою очередь в ЕС, данный проект вызвал серьезные опасения, связанные с «экспансионистскими» тенденциями во внешнеэкономической политике Китая в Европейском регионе. В частности, еще до начала реализации проекта «Один пояс – Один путь», Китай создал проект «16+1» направленный на расширение кооперации со странами Восточной Европы. С какой целью Китай инициировал создание столь масштабного проекта и активно занимается его продвижением? – вопрос остается открытым.
Однако, некоторые факты создают почву для того чтобы выдвинуть гипотезу о том что Китайский проект нового «Шелкового Пути», вынужденная мера, призванная сохранить достигнутые ранее темпы экономического роста экономики КНР. В последние годы перепроизводство в Китае достигло огромных масштабов. Нормальной считается загрузка мощностей на уровне 80–85%, загрузка ниже этого уровня говорит об избытке мощностей. В США начиная с 1967 года средний уровень – 82%. В Китае дела хуже. По данным на 2014 год, в сталелитейной отрасли загрузка мощностей составляла 71% (против 80% в 2008 году). При этом сейчас Китай выплавляет стали в два с лишним раза больше, чем другие крупнейшие производители – Япония, Индия, США и Россия, – вместе взятые.Такая ситуация имеет место быть и в других отраслях производства. В данном контексте инициатива «Один пояс – Один путь», прекрасная возможность для Пекина выйти на новые рынки сбыта. Другим аргументом в пользу данной гипотезы служит то факт что, в период с 1970 по 2006 год потребление энергии в Китае росло в среднем на 7,5 процента ежегодно. К 2007 году на Китай приходилось на половину мирового спроса, на энергию.Однако, в рамках Евразийского союза, откуда Китай получает огромные объемы энергии, действует система пошлин, фактически направленная против Китая, сильно увеличивает стоимость данных энергоносителей и несовершенная логистическая сеть замедляет их транспортировку. Создание ЭПШП призвано решить данную проблему в долгосрочной перспективе.
Подводя итоги, можно сделать промежуточный вывод о том, что инициатива «Один пояс – Один путь», представляет из себя, ничто иное, как подспорье для дальнейшего экономического роста КНР и служит индикатором того что КНР все больше и больше предъявляет претензии на глобальное лидерство. Однако проверка выдвинутой гипотезы, требует более глубокого анализа проблемы, которым я планирую заняться в дальнейших исследовательских работах.
Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и оставить комментарий!