Прочитал, что 28 мая текущего года ещё 18 богатейших людей присоединились к проекту «Клятва дарения», созданному Биллом Гейтсом и Уоренном Баффетом в 2010 году, которые призвали самых обеспеченных людей мира 50% своего состояния пожертвовать на благотворительность.
На данный момент в акции участвуют 204 человека из 23 государств, а сумма озвученных пожертвований составила около 800 миллиардов долларов.
Безусловно, эта благородная и гуманная инициатива могла бы помочь в решении многих проблем, от которых страдает человечество, начиная от голода и болезней, заканчивая новыми испытаниями, что несёт нам будущее.
Но восторг от этого проекта сменяется сомнениями о его реальности, если задуматься о некоторых фактах:
Во-первых, участие в «Клятве дарения» - это только моральное обязательство, никаких юридических документов не составляется, более того, общего счёта в банке нет. Каждый участник сам решает: когда, сколько, на какие благотворительные цели направить свои средства.
Во-вторых, скептики, которые не очень верят в этот «аттракцион неслыханной щедрости», считают, что эта акция – «креативный» способ уменьшить налоги, а также возможность пиара своего статуса или бренда.
В-третьих, я не смог найти информацию о крупных благотворительных акциях в рамках этого проекта, которые принесли ощутимую пользу определённому количеству людей, не считая тех, которые носят рекламный характер.
Честно признаюсь, что и меня, знающего природу наших местных богачей, как и Ипполита Матвеевича, «терзают смутные сомнения».
Хотя, конечно, в современном мире, в котором разрыв между богатыми и бедными катастрофически увеличивается, а призывы о социальной справедливости звучат всё громче и жёстче, такой проект мог бы принести пользу, если бы не окажется пустым популизмом.
По этому поводу у Цицерона есть такой афоризм: «Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако, всего более это делают справедливость и щедрость».