при инвестировании в банковский сектор
Сегодня я предлагаю обсудить один из самых ярких и в то же время один из самых сложных секторов фондового рынка — банковский сектор. Мы с вами обсудим, как ключевая ставка влияет на результаты деятельности банков и на спрос на их услуги, научимся видеть в отчётности только самое важное, а главное, правильно интерпретировать эти показатели.
На текущий момент на Московской бирже котируются акции 13 банков, из которых у 2 торгуются не только обыкновенные акции, но ещё и привилегированные. Некоторые из акций этих эмитентов обладают низкой ликвидностью, поэтому я рекомендую рассматривать только 3 банка: Сбербанк (акции обыкновенные SBER, акции привилегированные SBERP), «ВТБ» (VTBR) и банк «Санкт-Петербург» (BSPB). Сразу условимся, что мы разбираем отчётность только по МСФО, которая находится на официальных сайтах банков:
Ключевая ставка ЦБ
Анализ банковского сектора стоит начинать с размера ключевой ставки Центробанка России, так как именно этот показатель оказывает сильнейшее влияние на потребляемость услуг банков и, соответственно, на показатели банков. ЦБ РФ в зависимости от экономической ситуации может снижать или повышать размер ключевой ставки. Если ЦБ поднимает ставку, то происходит рост процентов по кредитам, но в то же время растут проценты и по вкладам. Повышение процента по кредитам снижает их привлекательность среди населения, что сказывается на операционных показателях самих банков. Текущую ставку можно посмотреть на официальном сайте ЦБ РФ, выглядит она следующим образом (рис. 1):
Но сухая цифра с размером текущей ставки не несёт для нас полезной информации. Для оценки текущей ситуации нам понадобится динамика изменения ставки (вы можете посмотреть её на сайте ЦБ, в разделе «Денежно-кредитная политика»). Для наглядности я представлю её в графическом виде (рис. 2):
Данный график показывает нам, что в течение этого года ставка колебалась в пределах 7,75 — 7,25%, а соответственно, мы можем предположить, что снижение ставки регулятором привело к росту кредитования.
Нюансы анализа операционных результатов
Предположив рост кредитования в России, мы можем обратиться к отчётности одного из банков и найти в ней динамику самого рынка (рис. 3):
Мы видим, что рост кредитования юридических лиц составляет 9% год к году, а физических — 16%. Такая же ситуация и с вкладами (рис. 4):
Эта информация нужна для того, чтобы сравнить рост услуг самого банка в разрезе рынка. В отчёте каждого банка вы сможете найти динамику по кредитам и вкладам среди юридических и физических лиц. Нас больше интересуют кредиты (рис. 5):
В разрезе текущих данных мы видим, что рост кредитования физических лиц вырос на 18,9%, таким образом, мы можем отметить, что по кредитованию физических лиц банк обгоняет рынок(18,9% против 16%), то есть он отбирает долю у других банков. Но при этом, банк теряет свою долю у юридических лиц, а именно они занимают большую часть средств.
Кроме того, банковский сектор имеет ряд сложностей при разборе доходов. В том числе это происходит за счёт получения двух видов доходов — процентного и комиссионного.
Процентный доход банка состоит в основном из прибыли от уплаты процентов по займам (таких как лизинг, ипотека, кредиты и прочее). То есть чем больше банк даёт кредитов, тем больший процентный доход он получит. Но вернёмся к ключевой ставке, так как она здесь вновь играет первоочередную роль. Банк может увеличивать процентный доход при росте объёма выданных кредитов только в том случае, если ставка сохраняется или растёт. А снижение ставки, наоборот, может привести к досрочному погашению старых обязательств или их рефинансированию, что снизит доход банка. Текущий показатель вы сможете найти в отчётности самих банков, и интересовать нас будет только чистый процентный доход, т.е. доход за вычетом расходов (рис. 6):
Если с процентным доходом всё просто, то с комиссионным дела обстоят немного сложнее.
Комиссионный доход — это доход от осуществления транзакций, обслуживания счетов и карт, проведения платежей, расчётно-кассового обслуживания и так далее. Его практически невозможно спрогнозировать частному инвестору из-за дефицита необходимой информации. Кроме того, не все банки публикуют чистый комиссионный доход и его нужно рассчитывать. Например, в отчётности Сбербанка нам нужно сделать следующее (рис. 7):
Для определения чистого показателя нам необходимо из комиссионных доходов (428,9 млрд руб.) вычесть комиссионные расходы (106,2 млрд руб.), так мы получим чистый комиссионный доход в размере 322,7 млрд руб.
Теперь рассмотрим последний операционный показатель, на который стоит обратить внимание — это доля неработающих кредитов, или NPL. Это те кредиты, которые не приносят доходы (так как просрок по погашению основного долга или процентов составляет более 90 дней). В отчётности этот показатель выглядит следующим образом (рис. 8):
Если сравнить данный показатель с началом года, мы увидим, что он остался на текущем уровне, а по итогам I квартала — повысился, это говорит нам о неэффективности системы взыскания долгов. Например, у Сбербанка этот показатель снизился с 4,4% до 4,1% за 9 месяцев работы.
Таким образом, подводя черту, мы имеем следующее: у Сбербанка рост кредитования физических лиц превышает среднерыночное значение, при этом кредитование юридических лиц незначительно отстаёт, что говорит о том, что банк теряет долю рынка кредитования и имеет потенциал для роста в текущем сегменте. Также банк показал рост как по процентным, так и по комиссионным доходам год к году, но если заглянуть в историю, то темпы роста процентных доходов сильно снижаются. Что ещё раз подтверждает потерю доли рынка. При этом банк умеет эффективно бороться с неплательщиками и уменьшает долю неработающих кредитов.
Нюансы анализа финансовых показателей
Если рассматривать финансовые показатели, то стоит руководствоваться правилом «сэкономил, значит, заработал», так как банковский сектор оценивается именно по размеру получаемой прибыли. Но здесь стоит оценить именно динамику и темпы роста прибыли. Например, возьмём отчётность Сбербанка за 9 месяцев, начиная с 2016 года (рис. 9):
Если посмотреть на эти три вырезки из отчётов, то мы увидим, что Сбербанк наращивает прибыль по итогам 9 месяцев год к году, но темпы роста прибыли снизились со 166,2% до 13,7%. При этом в 2015 году банк уменьшил чистую прибыль. И снова эту динамику можно сопоставить с динамикой ключевой ставки.
Второй показатель, важный в финрезультатах, — это операционные расходы. И опять же стоит обратить внимание именно на их динамику и сравнить её с таким же показателем прибыли (рис. 10):
Операционные расходы, как мы можем заметить, тоже показали рост, но он оказался ниже роста прибыли, что говорит о возможности банка контролировать свои расходы.
Показатели операционной эффективности и рентабельности
Последние показатели, которые стоит учитывать при анализе отчётности банковского сектора — это показатели операционной эффективности и рентабельности, так как именно они позволяют оценить эффективность работы банка. Существует 4 показателя эффективности банков, но мы возьмём только один — операционная эффективность (cost/income, или CIR). Он представляет собой отношение операционных расходов к операционным доходам, а найти его можно всё в той же отчётности (рис. 11):
Чтобы оценить этот показатель, нам нужно просто понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Итак, если показатель выше 100%, то значит, банк ведёт убыточную деятельность. Оптимальным значением считается значение менее 50%, но чем меньше, тем лучше.
Теперь перейдём к показателям рентабельности. Их три, но мы выделим только один — ROE (рентабельность собственного капитала). Здесь, в отличие от CIR, всё наоборот, то есть чем больше показатель, тем лучше. ROE показывает нам, как компания способна использовать свой капитал, то есть сколько компания зарабатывает с каждого вложенного рубля (рис. 12):
Эти два показателя стоит использовать прежде всего для сравнения банков между собой.
Если мы сравним CIR и ROE Сбербанка и «ВТБ», мы сможем смело сказать, что индикаторы операционной эффективности у первого лучше.
Я думаю, теперь вы разобрались, что и как влияет на показатели банков. А также как проводить анализ отчётности и на что обращать внимание.
На этом анализ показателей банков можно закончить, однако не стоит забывать, что для принятия решения о покупке того или иного актива стоит обратить внимание на инвестпрограмму, дивидендную политику банков, продажи активов (в том числе дочерних банков) и, конечно, на риски.
Источник: https://journal.open-broker.ru/investments/na-chto-obrashat-vnimanie-v-otchetnosti-bankov/
Подписывайтесь на Открытый журнал, чтобы не пропустить новые публикации на канале!