Автор: Дмитрий (PlanA)
Год назад мне удалось близко познакомиться c ЦАПом одного из итальянских производителей. Aqua La Scala Mk 2 - это средний аппарат в линейке (ценник в районе 8000 евро). Есть у него сестричка помладше (Aqua La Voce, 4500 евро) и братик постарше (Aqua Formula, 15000 евро).
Aqua La Scala - ЦАП по-итальянски красивый и грациозный:
В техническом плане он тоже интересен. Использует дискретные R2R матрицы, плюс собственную инновационную запатентованную технологию DFD (Direct From Decoder). DFD - это технология декодирования потока без цифровой фильтрации для максимальной чистоты цифрового сигнала.
Выходной каскад "лампа-MOSFET" работает в истинном классе A, без отрицательной обратной связи. Задействованы две древние лампы Telefunken ECC81 (как я потом убедился, очень вкусно звучащие).
Тогда я слушал данный ЦАП вместе с американским транзисторным усилителем Ayre AX-5 Twenty. Аппараты сформировали очень гармоничную и классную связку. Могу даже сказать, что эта связка мне понравилась больше, чем звучание усилителя Ayre с их же ЦАПом QX-5 Twenty.
Первые слова, которые приходят на ум при прослушивании La Scala, - это музыкальный, правильный и душевный. Да, именно так и есть. La Scala звучит очень музыкально, чувствуется, что музыка с этим ЦАПом льется, поет, а не марширует звуками. Этому способствует и имеющаяся небольшая мягкость в звучании, а главное легкий и обволакивающий голос аппарата. Нет этой жесткости, резкости, шероховатости. Сцена наполнена воздухом, чёткая голография тоже наличествует и деталей/детальности сколько хочешь, доверху залитый этими деталями бассейн.
При этом слушать на этом аппарате можно и металл, и классику, и электронщину. Понятно, что для каждого из этих стилей можно найти узкоспециализированный аппарат, который добавит еще огоньку там или здесь, но универсальность La Scala не является, на мой взгляд, недостатком. Отнюдь. Это аппарат из разряда “слушаешь музыку и ... может попробовать новый кабелек? Тьфу ты, нет, не хочется, буду просто слушать музыку”.
Голоса звучат насыщенно и проникновенно: женские с нужной экспрессией, мужские - с желаемой глубиной.
Бас узнаваемо ламповый. Пожирнее и помягче, чем у тех же чисто транзисторных собратьев. Очень чёткие, изящные и подробные высокие. Середина достаточно прозрачная, но с некоторой долей небольшого украшательства, вносимого лампой. Это "украшательство" не воспринимается как искривление звука, как уход из реалистичного и практичного мира в страну эльфов и длинноногих моделей (вообще ЦАПы от Aqua Acoustic отличаются честностью и желанием говорить лишь правду). Он добавляет лишь сочности голосам и красивого драматизма звучанию в целом.
La Scala при этом определенно детальнее, музыкальнее и реалистичнее младшего La Voce. Это слышно сразу.
Многое в звучании ЦАПа будет зависеть и от используемых ламп. Я попробовал поставить в аппарат лампы Philips с золотыми ножками и звук стал более светлым и ярким, тональный баланс подпрыгнул вверх. А с лампами Valvo и другим вариантом Telefunken звучание было во многом похожим на то, о чём я описал выше, но исчезло то самое "украшательство", музыка стала звучать прозаичнее и честнее, но, на мой взгляд, скучнее. С лампами Siemens звук и вовсе стал "сабровским": детальность, сухость, четкость и остатки растаявшего кусочка льда на дне стакана.
Удалось столкнуть аппарат и с другим ЦАПом в его же ценовой категории - Metrum Pavane 3. С одной стороны ЦАПы достаточно похожие. Например, не могу сказать, что кто-то из них сильно детальнее, шире строит сцену или имеет какое-то резкое, определяющее отличие. Нет, и там, и там используется R2R технология. И это хорошо слышно.
Metrum поярче на той же верхней середине. Поэтому его звучание чуть более воздушное и легковесное. При этом оно более четкое и немного более резкое: вот этого ощущения спокойно текущей в русле реки уже нет. Звук сфокусированный, собранный. При этом отличительной чертой Metrum является и то, что он - командный игрок. Он воспроизводит любой инструмент в рамках композиции с одинаковой долей внимания. То есть там, где с La Scala есть ощущение, что голос немного выдвинут, скрипка прекрасно прослушивается и барабаны тоже, а вот аккомпанемент на пианино немножко задвинут в глубину (просто пример), на Metrum такого не бывает вовсе: любой элемент музыкальной мозаики звучит с ним одинаково контрастно.
Но при этом чувствуется, что Metrum обладает заметно более серым, отстраненным и механистичным звучанием. Такого мягкого, "аналогового" и льющегося звука, как в La Scala, в нём нет. А La Scala кичится именно этим. При этом, когда слушаешь итальянца, не можешь избавиться от ощущения правильности его звучания. Вот легко с ним проникает музыка внутрь и - всё. И звук одновременно честный, но при этом словно припудрен немного корейской косметикой, которая, как никакая другая, не сильно заметна на лице, но уверенно и тонко подчеркивает красоту.
Вообщем, если уж речь зашла о косметике :), то закончу статью противопоставлением альтер-эго этих ЦАПов в женском обличии:
Эмма Стоун - это La Scala (хотя, может, надо было и итальянку найти какую-нибудь? ) :)
А Metrum Pavane - это Николь Кидман: