Найти тему

Регистрация ИП. 15 популярных вопросов

Оглавление

Зачем нужно регистрироваться как ИП?

Любая деятельность, которая приносит прибыль и не является работой по трудовому договору, считается предпринимательской. Чтобы она была законной, нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Это даст право вести деятельность и получать прибыль от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и так далее.

Кто может зарегистрировать ИП?

Зарегистрировать ИП может практически любой желающий. Существует несколько ограничений - дееспособность будущего предпринимателя не должна быть ограничена законом или судом, и он не должен состоять на государственной или военной службе. Если предприниматель не достиг 18 лет, то он должен получить дееспособность, вступив в брак, получив согласие родителей на предпринимательство либо решение суда или органа опеки и попечительства о полной дееспособности. Если у иностранца или лица без гражданства оформлено разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, они также могут стать российскими предпринимателями.

Какое наименование ИП может использовать для работы?

Официальным наименованием ИП может быть только его реальное имя с указанием на статус индивидуального предпринимателя. Имя указывается во всех официальных документах: договорах, чеках, отчетности и т.д. Конечно, можно придумать название для своего магазина или кафе, зарегистрировать его как товарный знак, но это название не будет официальным и все документы ИП будут оформляться от его настоящего имени.

Что является адресом регистрации ИП?

Регистрация предпринимателей проводится только по адресу его постоянного местожительства, который подтверждает прописка по паспорту. По этому же адресу определяется налоговая инспекция, в которую в дальнейшем предстоит подавать отчетность.

Распространенная практика, когда гражданин прописан в одном регионе, а ведет деятельность в другом. В этом случае регистрация ИП и постановка его на учет в налоговой все равно должны быть проведены по месту прописки. Регистрация вне места прописки разрешена только тем, у кого ее нет. В этом случае зарегистрировать ИП можно по месту временного пребывания или фактического проживания, что должно быть документально подтверждено.

Бывает ли у ИП юридический адрес?

Юридическим адресом называют адрес, по которому проведена государственная регистрация. ИП регистрируется по месту жительства. Следовательно, единственным юридическим адресом предпринимателя является его адрес по прописке. Адрес фактического ведения деятельности потребуется указывать лишь в отдельных случаях. Например, при ведении деятельности на ЕНВД или при заполнении адреса склада или магазина при оформлении документов на прием товара.

Что входит в пакет документов для регистрации ИП?

Для регистрации ИП в налоговую инспекцию в обязательном порядке подаются: заявление о регистрации по форме № Р21001, квитанция об оплате госпошлины за регистрацию и копия паспорта будущего предпринимателя.

Помимо обязательных документов могут потребоваться дополнительные. При регистрации ИП через представителя в комплект документов входит нотариальная доверенность от будущего предпринимателя. Если в качестве ИП регистрируется иностранец или гражданин без прописки, необходимо подать копию разрешения на пребывание, вида на жительство или временной регистрации. Кроме того, вместе с документами на регистрацию можно передать заявление на выбор того или иного налогового режима.

Должен ли ИП регистрировать устав?

Устав, учредительный договор и иные учредительные документы необходимы только юридическим лицам. Для деятельности ИП все эти документы не нужны. Поэтому предприниматели не обязаны составлять и регистрировать их.

Как оплатить пошлину за регистрацию?

В состав документов на регистрацию ИП входит квитанция об оплате госпошлины. Ее сумма – 800 рублей. В качестве плательщика в квитанции важно указать имя будущего ИП. Иначе платеж может «потеряться» и в регистрации откажут. Сформировать квитанцию можно в одном из специальных сервисов на официальном сайте ФНС, вам останется только распечатать ее и оплатить в любом отделении банка, принимающего платежи физических лиц.

С 1 января 2019 года зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица можно будет без уплаты госпошлины, если подать пакет документов в регистрирующий орган в электронной форме.

Как выбрать виды деятельности по ОКВЭД?

Одним из разделов заявления на регистрацию ИП является перечень видов деятельности, которыми планирует заниматься предприниматель. Выбранные виды деятельности указываются в форме кодов по специальному справочнику – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Бланк предусматривает довольно внушительное количество возможных кодов, но заполнять все поля не имеет смысла. Выберите те, по которым вы действительно планируете и могли бы работать.

Поскольку коды выбираются из стандартного перечня, они не всегда могут точно отразить специфику планируемой деятельности. В этом случае лучше выбрать те коды, которые наиболее подходят по смыслу.

Если в ходе деятельности возникнет необходимость дополнить или заменить первоначально выбранные коды, это можно сделать в любой момент.

Как подписать заявление о регистрации?

Порядок подписания заявления зависит от того, кто будет подавать документы: сам будущий предприниматель или его представитель. При личной передаче документов заявление достаточно просто подписать в предусмотренных для этого графах. Подпись ставится непосредственно при его передаче в присутствии инспекторов. В этот же момент нужно от руки заполнить в заявлении фамилию, имя и отчество на последней странице.

Если подавать документы на регистрацию планируется по почте или через представителя по доверенности, подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально. Для этого надо обратиться к нотариусу с неподписанным бланком и подписать его в присутствии нотариуса.

Куда подавать документы для регистрации ИП?

Документы для регистрации ИП подаются в налоговую инспекцию. В некоторых регионах есть налоговые инспекции, которые занимаются только постановкой на учет и закрытием субъектов предпринимательской деятельности. Например, в Москве таковой является Межрайонная ИФНС № 46. Зарегистрировав ИП, налоговая сама сообщит о новом предпринимателе в районную инспекцию, отделения Росстата и Пенсионного фонда. Если отдельной инспекции по регистрации предпринимателей в вашем регионе нет, документы на регистрацию ИП передаются в районную ИФНС по месту жительства.

Какие налоги платить?

Законодательство предлагает предпринимателям довольно широкий спектр систем уплаты налогов по деятельности. Задача предпринимателя – выбрать подходящую.

Общая система применяется по умолчанию, если предприниматель не заявил о переходе на другую систему налогообложения. При общей системе придется платить НДС по ставке 18% и налог на доходы по ставке 13%.

Патент и ЕНВД - применяются в отношении строго определенных видов деятельности и только в том случае, если для вида деятельности предпринимателя в конкретном регионе установлены местным законом. Оплата налога при этих режимах не зависит от реальных результатов деятельности. Налоги рассчитываются от потенциального дохода или базовой доходности.

Упрощенная система (УСН) - пожалуй, самый простой и выгодный режим, что делает его самым распространенным среди предпринимателей. ИП сам определяет объект налогообложения и выбирает платить ему налог как 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами. Первый вариант выгоднее тем, у кого расходов немного или есть проблемы с их документальным оформлением. Если по какой-то причине уплата налога с ранее выбранного объекта перестает быть выгодной, с нового года объект можно изменить. Налог платится ежеквартальными авансовыми платежами, но декларация по УСН сдается только один раз в год.

Когда можно выбрать налоговый режим?

Применение общей системы налогообложения не требует от предпринимателя никаких действий. Чтобы работать на этой системе не нужно подавать никаких уведомлений или заявлений. Если ИП не заявит о применении другого налогового режима, по умолчанию будет применяться общий.

Перейти на ЕНВД можно при фактическом начале деятельности, в отношении которой будет применяться «вмененка». Для этого в течение 5 рабочих дней с фактического начала работы нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме № ЕНВД-2.

Работать по патенту можно как с момента регистрации, так и перейти на него в дальнейшем. Для этого в налоговую инспекцию подается заявление по форме № 26.5-1. Чтобы патентная система применялась с момента регистрации, заявление нужно передать вместе с документами на регистрацию ИП. Чтобы перейти на патент с другой системы налогообложения, нужно подать заявление за 10 дней до начала работы по патенту.

Для применения УСН в налоговую инспекцию подается уведомление по форме № 26.2-1. Чтобы работать на «упрощенке» с момента регистрации, уведомление нужно подать вместе с документами на регистрацию ИП или в течение 30 дней после фактической регистрации. Если этот срок пропустить, перейти на УСН можно будет только с нового года. Применение этого налогового режима носит уведомительный характер. Это означает, что в ответ на поданное уведомление никаких подтверждений со стороны налоговой инспекции не нужно. Но лучше хранить у себя второй экземпляр уведомления с отметкой ИФНС о приеме этого документа.

Каким образом можно передать документы на регистрацию?

Вариантов несколько. Самый простой и надежный – передать пакет документов в регистрирующую инспекцию лично. В этом случае вы сразу же получите на руки расписку о приеме документов, и вам сообщат, когда можно будет забрать свидетельство о регистрации.

Передать документы на регистрацию также можно через представителя или отправить по почте. Представитель должен иметь нотариальную доверенность от будущего предпринимателя. При заполнении заявления указываются данные на представителя, а в расписке на листе «Б» нужно поставить отметку со значением «2», которая соответствует выдаче документов представителю по доверенности. По почте документы можно отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. При этом подпись предпринимателя в заявлении должна быть нотариально заверена.

Что нужно иметь с собой при подаче документов на регистрацию?

В налоговую инспекцию передаются: оригинал заявления о регистрации, квитанция об оплате госпошлины и ксерокопии всех заполненных страниц паспорта.

Эти документы инспекция заберет себе. Однако помимо них инспектору нужно будет предъявить:

  • оригинал паспорта;
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство, а также разрешение на работу при регистрации в качестве ИП иностранца;
  • заявление подписано лицом, не имеющим соответствующих полномочий, или в представленных документах выявлены расхождения в части сведений о заявителе или его представителе;
  • копию и оригинал свидетельства о присвоении ИНН, если заявитель получал этот номер ранее;
  • доверенность на передачу документов, если их подает представитель будущего ИП;
  • заявление о переходе на УСН или патент, если вы решили выбрать один из этих налоговых режимов;
  • справку об отсутствии судимости – ее надо получить в полиции, если предприниматель планирует оказывать услуги, связанные с фото, видео, кино, детьми или образованием.