Найти тему
Тайные знания Лилит

"Всегда ли мы правы, помогая и спасая других?" Мнение учителя йоги

Photo by Noah Buscher on Unsplash
Photo by Noah Buscher on Unsplash

Рассказывает преподаватель йоги Дипика (Наталья Дубинина), Рига.

С точки зрения йоги, главная кармическая добродетель -- это бесстрастие (не путать с безразличием!). То есть вы не воспринимаете ни доброе, ни злое и действуете лишь тогда, когда реально можете изменить ситуацию.

Когда я работала на "Скорой", мне часто приходилось подбирать пьяных. Как врач я должна была помочь. С точки зрения йоги, моя помощь бессмысленна и оказывать ее не нужно. Потому что этот человек сам довел себя до такого состояния, и я ничего не смогу изменить в его жизни. Бесполезные действия -- это напрасная трата энергии, которую можно было бы использовать для достижения других целей.

Иногда наша помощь вредит человеку. Я часто спрашиваю своих учеников: подаете ли вы милостыню нищим и почему? Подают, но не всегда: зависит от того, как попросят, насколько жалко выглядят. Избирательность продиктована сиюминутным настроением. Никто не думает о том, что этот нищий, получив милостыню, купит очередную стопку водки. Таким образом, ваши якобы добрые действия продолжат его падение. Помощи достоин тот, кто ее заслужил, например, уличные музыканты. Они заработали свою копеечку.

Что делать врачу, понимающему нелепость своих усилий? Как быть мяснику, которого работа обязывает убивать невинное животное? Максимально хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Когда вы достигнете определенного духовного уровня, то сами поменяете работу.

Некоторые, чтобы не запутаться в оценке своих и чужих действий, придерживаются принципа ничегонеделания. Это тоже один из способов отработки кармы. Медитирующий йог кажется бездельником, хотя на самом деле он совершает самую трудную -- духовную -- работу.

Но все-таки и у нас, и в Индии таким образом люди камуфлируют свою лень и скатываются в отрицательный потенциал. Мало кому удается бездействовать созидательно, поэтому нужно работать и мысленно посвящать плоды своих трудов Богу.

Животное или герой?

Кармические законы пугают своей предопределенностью. Человек словно плывет в лодке, несомой течением реки, и ничего не может изменить. В чем же свобода выбора? Плыть против кармы тяжело, но можно. Однако у большинства людей недостаточно воли и знаний о том, что в их лодке есть весла, а то и мотор. Выбор состоит в том, что в одних и тех же обстоятельствах можно поступать по-разному: одних неизлечимая болезнь толкает к самоубийству, других -- мобилизует, заставляет учиться.

Наша готовность к серьезным поступкам зависит от количества энергии. Чем меньше энергии у человека, тем он менее решителен и тем сильнее на него распространяется понятие "судьба". Духовные практики помогают увеличить количество жизненной энергии: однажды вы понимаете, что сегодня способны сделать то, на что не осмеливались вчера. Характер закаляют и жизненные испытания: чем больше вы пережили, тем меньше боитесь (страх -- главный тормоз). Закон кармы -- это закон духовной эволюции (преодоление страха перед жизнью), и единственная награда, на которой может настаивать человек, -- возврат энергии в виде моральной силы.

Тантра делит людей на три характера и три типа поведения.

Первый характер -- человек-животное. Это добропорядочный гражданин, который может быть религиозным, законопослушным, выполнять свои обязанности; у него одно желание -- чтобы его никто не трогал.

Второй характер -- герой или воин. Он выбирает более сложный путь испытателя, активно ищущего свое место в жизни. Я знала одного человека, который на последнем курсе исторического факультета заинтересовался медициной, бросил институт и поступил на первый курс медицинского. Впоследствии он стал выдающимся врачом.

Третий характер -- это Учитель или святой, таких единицы. Они понимают, что в этом физическом мире, если человек не захочет что-то изменить сам, то никто ему не поможет.

Обычно начинающие изучать йогу обижаются, узнав о таком делении, так как вынуждены признать, что относятся к типу человека-животного. Но нет плохих и хороших путей -- человек выбирает дорогу по силам и добросовестно сбивает свои башмаки на ее ухабах. Каждый решает СВОЮ задачу: один должен научиться терпеть, другой -- принимать решения. В йоге нет универсальных рецептов -- каждая человеческая жизнь неповторима, поэтому можно приводить только общие примеры.

Любой разговор о карме подобен географической карте, которая показывает дороги, но не дает информацию о погодных условиях, неожиданных попутчиках и прочих перипетиях пути. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Записала Лариса Щебренко

(с) "Лилит"