Слово «зависть» совершенно не зря родственно слову «видеть». Завидующий, как правило, судит только на основании того, что видно «невооруженным глазом» – не заглядывая (чаще не желая заглядывать) вглубь…
Прежде всего – откуда берется зависть?
Было интересное замечание – что зависть якобы сродни ревности… Верно: в той части, что зависть – чувство столь же «животно-примативное» и столь же иерархичное.
Прежде чем это пояснять, еще две предварительных ремарки:
во-первых, слово «зависть» совершенно не зря, ИМХО, «родственно» слову «видеть». Завидующий, как правило, на самом деле оценивает «обстановку для зависти» только на основании того, что видно «невооруженным глазом» – не заглядывая (чаще не желая заглядывать) вглубь – чего это на самом деле «везунчику» стоило.
Во-вторых, следовательно, завидующий считает, что человеку «просто повезло». А ему самому, соответственно, нет. Обидно!
И наконец в третьих, про иерархическую основу: зависть возникает там, где ощущается, скажем так, «потенциальный риск того, что некто возьмет над вами НЕСАНКЦИОНИРОВАННУЮ власть».
Чаще зависть испытывается по отношению к тому, кто стоит с вами «на одной иерархической ступени» – к «человеку из своего круга, из своего социума, к, скажем так, сравнительной с собой величине» (ведь что бы ни говорили, именно из-за потребности как-то «оценить себя в социуме и найти в нем свое место» возникает подобное сравнение – вот почему завистью чаще страдают эпилептоиды).
И при поиске своего места, своей ступеньки в окружающем социуме человеку вдруг кажется, что «я и вот мой сосед, к примеру, люди совершенно одного плана и одного уровня; но почему у меня всего этого нет, а у него есть? За что это ему такие блага – возможно, еще и где-то за мой счет?»
Деструктивность зависти во многом – оттого, что как и у ревности, ее основная базовая эмоция – СТРАХ. Страх чего? А того, что тот, кто с тобой «на одном уровне», вдруг получил в свое распоряжение нечто «повышающее его общественный ранг»: квартиру, машину, дачу, работу в престижном месте… Да все, что по мнению самого завидующего (а то и по бессознательному ощущению), делает «этого везунчика» на ступеньку-другую выше его самого: так сказать, «внешние, формальные атрибуты власти». Но теперь якобы (опять же больше на основе бессознательных ощущений) есть вероятность, что везунчик на основе этого начнет завидующим командовать, манипулировать, властвовать – когда причинно-следственной связи для такой власти вроде бы изначально и нет!
…Конечно, если вернуться к разговору о людях — при желании можно задуматься и над тем, какой ценой достался «везунчику» успех, достижение, благосостояние; и что самому можно сделать для такого же результата; или же все взвесив, отказаться от таких достижений, если они для вас слишком дороги — ведь и вправду часто «хорошо там, где нас нет»… Но не всегда это возможно для завидующего – ибо зависть, как опять же и ревность, и месть, и иные чувства, имеющие глубокие этологические корни, чаще всего «не поддается интеллектуальному анализу», она эмоциональна. И самое главное – у многих чуть ли не «профессиональных завистников» (верно, чаще всего из группы 2.1. с тяготением к 1.2.) стоит чуть ли не предсознательная блокировка такого анализа: «А вот не буду думать, какой ценой ему все это досталось: мне приятнее полагать, что это на него свалилось просто так! А значит, и на меня могло свалиться; и он виноват уж тем, что ему повезло, а мне нет, хотя я ничем его не хуже!»
И вот тут – основное отличие «черной зависти» от «белой». Можно так сказать, что «белая зависть – это зависть с примесью интеллекта. Человек хотя бы анализирует, кому есть смысл завидовать, а кому нет; и главное, позавидовав чужому успеху, он уже строит планы, что бы ему такого сделать для того, чтобы такой же успех получить. А если уж говорить об «изначальной, черной зависти» – она никак не конструктивна и даже разрушительна; поскольку совершенно верно то, что она не дает человеку стимула что-то делать самому. Зачем, если тот, кто этого всего достиг, такой же, как и я, и ему просто все на голову свалилось?
Возьмем хотя бы пример «зависти по внешнему признаку»: дама, «склонная к полноте» (и при этом уверенная, что ценность и «ранговость» женщины только в количестве вокруг нее мужчин, а количество напрямую зависит от наличия модной фигуры) бешено завидует даме высокой и тонкой. Зависть тут возникает потому, что в конце концов высокая и тонкая дама в глазах «нетонкой» выглядит как «самка более высокого ранга». Точнее, наша героиня полагает, что более высоким рангом тонкую даму по отношению к нетонкой безусловно наделяют те же мужчины (причем ВСЕ), наличие которых в свою очередь определяет «иерархическое место женщины в обществе». Никаких других способов «получить более высокий ранг» – скажем, проявить интеллект, житейскую иди деловую хватку, хозяйственные таланты – наша «нетонкая дама» не рассматривает: по ЕЕ глубокому убеждению (или опять же по бессознательному ощущению) , кто тоньше (и у кого поэтому мужчин больше), тот и рангом выше. А больше никаких способов «повыситься» для женщины якобы нет. Вот и возникает ощущение буквально УГРОЗЫ: «Оттого что она такая, а я не такая – хотя она ничем не лучше меня! – у нее мужчин будет больше, чем у меня; значит, она меня задавит иерархически, хотя сама ничем меня не лучше. Да эта тощая еще и ест за троих, а тут приходится на диете сидеть…»
… Зависть как общественное явление чаще встречается в тех социумах, где, во-первых, «в цене» те самые ранговые отношения; а во-вторых, зависть естественно формируется в социумах, где сам человек, с помощью своих трудозатрат, ничего добиться не может в силу общественного устройства: «Ты хоть лоб себе разбей, а не выбьешь двух рублей». Иными словами, когда человек, что бы он ни делал, на свой общественный «ранг» повлиять не может. Когда те же квартиры «дают», прочие блага «распределяют» и т.п. Неудивительно, что в нашем социалистическом обществе зависть расцветала очень пышно, как среди взрослых, так и особенно среди подростков.
Когда же появляются хоть какие-то возможности «прорваться самому», тогда и зависти становится куда меньше – потому что многие распознают в новых условиях ее неконструктивность. И застревают в зависти в таких условиях только те, кто не хочет или «думает, что не может» что-то предпринять самостоятельно, с помощью собственных усилий.
Зависть у детей – в общем та же самая система, только с учетом того, что детское общество, детский коллектив в той же семье – априори не позволяет ничего изменить самим детям в той иерархии, которую создает родитель. Например, приехал папа из командировки, всем своим детям привез подарки. И оказывается, что у одного ребенка подарок «более высокоранговый», чем у других! (прежде всего по мнению детей). И тогда начинается зависть, провоцируемая тем, что самостоятельно дети ничего в создавшейся «табели о рангах» изменить не могут.
Как-то по телевизору чуть ли не в каком-то сериале промелькнул сюжет, как папа привозил детям из города в подарок обычные детские кружки, но с разными рисунками: танк, самолет, трактор… и вот получив подарок, дети начинали «меряться»: «А мой танк сильнее твоего трактора… А мой самолет сильнее твоего танка…» То есть у кого картинка «круче» – тот и самый сильный, тот в данной детской структуре и выше всех.
И когда ребенку позволено «определять свое место» только так – он невольно станет завистником. Особенно если ему опять же не рассказывают о том, что для получения вещи требуется еще и какой-то труд вложить, и что одежда покупается, если она будет стоить приемлемую сумму. Правда, джинсы давно уже не «символ власти», но какая-то дорогая игрушка, которую ребенку дали родители – в детском коллективе вполне может претендовать на такой символ.
Конечно, можно ребенку не создавать потребности самоутверждаться только с помощью «имущества», обучив его другим, более конструктивным способам: но для этого подобные способы должны быть известны родителям. А в собственной семье среди нескольких детей логично вообще не создавать потребности «меряться рангами и воевать за иерархию», изначально устанавливая, что «каждый ребенок уникален и никто никого не выше и не ниже» . В таких условиях ребенка вполне можно предупредить и о том, что зависть по отношению к тому, КОМУ завидуют – чувство нередко тоже деструктивное и даже опасное. Поэтому лучше ее не провоцировать, и свою слишком дорогую игрушку лучше в садик не носить, свой мобильный телефон в школе лучше прятать, и не хвастаться такими вещами в том смысле, что «а вот у меня что есть, и тем я лучше вас!»
В авторитарных и неизменяемых условиях «вроде бы лучшее средство от зависти» – всем дарить строго одинаковые подарки (независимо от личных желаний и увлечений), покупать одинаковые вещи и т.п. То есть – уравниловка. Что мы и наблюдали ранее во всем государстве – по крайней мере призывы к этому.
А где еще распространена сильно выраженная зависть – в гареме (шутки шутками, а проявления зависти очень сильны везде, где женщина бесправна и находится только на иждивении и под властью мужчины). Говоря как-то о многоженстве, я обмолвился, что если среди «равных самок» какая-то ухитрилась забеременеть от господина и таким образом «неправедно повысить свой ранг» – то ей будет небезопасно оставлять своего ребенка на попечение своих «согаремниц». Если в данном социуме наличие ребенка от господина автоматически «повышает ранг этой жены», то другие жёны (которые, скажем, не забеременели потому, что до них не вовремя дошла или совсем не дошла и не скоро дойдет очередь на близость с господином — а сами повлиять на эту очередь они никак не могут, значит, им «не повезло»!) ребенка любыми способами уберут. От зависти. А вот «официально любимым женам», повышенным в ранге волеизъявлениями лично господина, как правило, не завидуют, хотя и это бывает – если есть основания предполагать, что «ее выбрали любимой женой случайно, и любая из нас могла бы быть на ее месте!»..
«Свободный» же мир дает какие-то собственные возможности. И вот там уже зависть как неконструктивная разрушительная эмоция может превращаться в соревновательный стимул с желанием что-то делать самому. Но опять же – не у всех. Те, кому в силу мотивации легче «принизить другого до себя, чем карабкаться к нему наверх самому», кому сложно вообще пользоваться логикой и что-то «осмыслять», у кого на это нет интеллектуальной и волевой возможности – те обречены на зависть, причем на «черную, бесстимульную», практически всегда.
И еще – «черная зависть» деструктивна не только для самой личности (тем, что не дает стимула что-то делать самому), но и для общества. Представьте, — один человек позавидовал другому, что у того есть какая-то вещь, и стал у него эту вещь отнимать. Они подрались и в пылу драки пресловутую вещь порвали, разбили и т.п. Теперь ни у одного, ни у другого ничего нет. А если бы второй, увидев у первого понравившуюся вещь, решил бы «Пойду и заработаю на такую же или лучшую» – то в итоге появились бы две красивых дорогих вещи вместо одной, плюс еще дополнительный стимул работать (чтобы зарабатывать), проявлять какую-то конструктивную деятельность. Что нередко бывает еще и на благо общества.
Так что социуму для процветания кроме всего прочего нужно, чтобы в нем имелись возможности отдельной личности что-то получить, вложив свой труд. И тогда не будет смысла кому-то деструктивно завидовать!
Источник: https://www.naritsyn.ru/read/all/azbuka/zavist.htm
Новый адрес: https://www.naritsyn.ru/envy.htm