Каламбур - игра слов, основанная на нарочитой или случайной двусмысленности, порожденной сходством слов или словосочетаний при их различном значении.
Классический пример каламбура-экспромта принадлежит Дмитрию Дмитриевичу Минаеву:
Область рифм моя стихия
И легко пишу стихи я
Мода на подобное остроумие распространилась в 19 столетии вместе с водевилем. Водевиль- легкий жанр драматического искусства с музыкой, где диалоги чередовались с песенками (куплетами), а все вместе было приправлено острым словцом, порой неприличного содержания.
Водевиль достиг своего расцвета в эпоху царствования Николая I, а затем пошел на убыль, изгоняя из повседневной жизни и страсть к каламбурам.
Но даже в 1882 году Островский в пьесе «Таланты и поклонники» сопоставил эти два явления: водевиль и каламбур. Так важный барин «старого типа» обращается к антрепренеру провинциального театра с предложением: «Ты каламбурист… Ты бы водевили писал.»
Подобная перспектива могла обеспечить финансовый успех предприятию, красное словцо любят все.
Самым знаменитым каламбуристом был младший брат императора Николая I, великий князь Михаил Павлович. В своей находчивости он не имел себе равных. И порой вся его речь составляла нескончаемую цепь каламбуров. Появилась в Петербурге французская актриса Варле. Пела она вроде бы неплохо, но так громко, что хоть уши затыкай. В антракте публика негодовала. Михаил Павлович, принимавший участие в дебатах был предельно лаконичен:
"Да, подытожил он разговор-В Орле слышно!"(Варле слышно)
Жаль, что каламбуры как предмет устного творчества быстро забывались, но кое-что сохранилось.
Знаменитым каламбуристом был поэт-сатирик, переводчик, пародист Дмитрий Минаев. За способность к импровизации он получил прозвище «король рифм». Вот некоторые образцы его творчества:
Наш климат северный для многих был загадкой
Не проще ли считать его за гадкий?
В праздник только заря занимается
Чем весь город почти занимается?
Кутежами себя занимает
Или деньги для них занимает
Женихи носов не весьте
Приходя к своей невесте
Ценят золото по весу
А по шалостям повесу
Он двадцать лет был нерадив
Единой строчки не родив
Немало полотна вы сударь исписали-с,
А потому понятно, исписались
Как-то раз обсуждали в обществе господина, который отличался развязностью манер, проще сказать нахальством. Минаев мгновенно сострил:
В наше время паразит
Никого не поразит
Закончим одним из каламбуров знаменитого комика и водевилиста Петра Каратыгина. Однажды в кулуарах Михайловского театра его остановил старый балетоман со словами досады по поводу современного балета. Каратыгин спорить не стал, а ответил так:
"Совершенно с вами согласен. Раньше были Пери и Вилисы, а теперь, и те, и другие «перевелися».
Юмор точнее всего отражает время его породившее. В шутках и афоризмах как в зеркале отражается быт и нравы разных эпох.
Подписывайтесь на канал Русский архив
Талант остроумия. Театральные байки
Таланты и поклонники. «Четыре лапы» Полины Виардо
Анекдот от Александра Дюма. Дело-табак