Поставленный вопрос достаточно избит в литературе, но так и не нашел однозначного решения, потому что его нет.
В этой связи вопрос вряд ли потеряет актуальность для новичков, потому что если человек намерен заниматься коммерческой деятельностью, то непременно встает тема, как работать: через ИП или же ООО?
Здесь универсального совета нет.
Руководствоваться следует многими факторами, в частности, сферой деятельности, структурой будущего бизнеса, поскольку при многогранном характере деятельности может быть и использование и ООО и ИП – все зависит исключительно от конкретной ситуации, вследствие чего, если увидите где-то однозначный ответ на поставленный в заголовке вопрос, то не стоит ему доверять в полной мере.
Например, если собираетесь торговать крепкой алкогольной продукцией, то само собой ИП этим заниматься не может, а может торговать только пивом и аналогами. Поэтому такие факторы, как сфера деятельности и будущая структура бизнеса – одни из основных критериев для принятия решения о том, как работать.
Многие говорят (да и учили нас тому же), что выбрать надо ООО, так как это богадельня с «ограниченной ответственностью».
Еще в пользу ООО мне помнятся цитаты от лекторов из разряда «5 дней на регистрацию и иди, воруй».
Кто-то пишет, что это статусно, солидно.
Только вестись на этот внешний лоск не стоит, потому что размышления об уходе от ответственности на стадии создания бизнеса не самый лицеприятный признак будущего бизнеса и самого бизнесмена.
Я всегда исхожу из следующего:
- Если вы планируете открыть небольшое дело с небольшим количеством работников и несущественным оборотом (например, оказание бытовых услуг населению), и для вашей деятельности нет обязательного требования работы через ООО, то смысла в создании ООО нет.
- Расходы на создание ИП – 800 рублей госпошлины против 4 000 рублей при создании ООО, туда же прибавляйте 10 000 рублей на уставный капитал в ООО, а для отдельных видов деятельности размер уставного капитала может быть гораздо выше.
- Если вы работаете с потребителями, то помните, что административные штрафы для ИП кратно ниже, да и в принципе, независимо от того, какую деятельность вы ведете, то штрафы для ИП, как правило, ниже.
- Да и в целом: у ИП отчетности меньше, учет проще, а то и вовсе не нужен.
- Распоряжение денежными средствами от результатов деятельности на ИП куда проще, нежели решение головоломок о том, как получить деньги со счета ООО, да еще и не заплатив налоги. Данный вопрос весьма сложен и чересчур наказуем, поэтому, с этой точки зрения деятельность ИП весьма понятна: получены деньги на счет, посчитай, сколько надо отдать на налог, остальное – твое (само собой за вычетом иных расходов).
- ИП не надо выполнять корпоративные требования в части проведения годовых собраний участников ООО, распределения прибыли (хотя встречались чудаки, которые считали ИП корпоративной структурой и назначали там директора).
- Если вести речь по поводу ответственности, то последняя судебная практика по субсидиарной ответственности и взысканию убытков с владельцев бизнеса подтверждает, что нет бизнеса без ответственности, особенно, если в числе кредиторов налоговая инспекция. Так что данный критерий уже давно не критерий для выбора между ООО и ИП.
Уровень частоты привлечения к субсидиарной ответственности и к убыткам в арбитражной практике зашкаливает и судебное усмотрение на сегодня приобрело статус труднооспоримого, а это значит, что в любой спорной ситуации ни один вышестоящий суд вам не помощник.
Но, если вы решили заниматься бизнесом не одни, а с партнерами, либо решили вдруг заняться продажей алкоголя, планируете создать сеть магазинов, создать производство, заниматься строительством и закрывать большие объемы работы, иметь крупную транспортную, экспедиционную компанию, заниматься IT-технологиями, заниматься финансированием, либо создать фирму с любым другим более менее значимым масштабом и высокой расходной частью, то конечно же, создание ООО, либо акционерного общества напрашивается само по себе.
Между тем, продумывание структуры будущего бизнеса, его организационно-правовой формы – это весьма важная задача руководителя и учредителя. Еще раз повторю, универсального решения нет, поэтому нанять консультантов-аудиторов, юристов, бухгалтеров на стадии организации – это объективная необходимость, равно как рассказать этим людям все нюансы и планы на будущий бизнес.
Важно знать, что государство не стоит в стороне от процессов развития предпринимательства (как ни странно), поэтому в каждом регионе функционируют центры поддержки предпринимательства, где совершенно на бесплатной основе каждый начинающий инициативный человек может получить консультацию на предмет того, как начать, что делать. Не могу сказать, что в таких центрах можно получить ответы на все вопросы, но за неоднократные обращения там тоже не бьют.
Поэтому, что выбрать – решать Вам, но все же в начале своего интересного пути не забудьте задаться задаться вынесенным в заголовок статьи вопросом.
Желаю успехов в Ваших начинаниях!