Найти тему

Чеканка монет в России до Петра I.

В этой статье я затрону тему чеканки монеты в России до Петра I. Выпуск первых денег на Руси был предпринят при Владимире Святославиче, изготавливались они из серебра и золота, и незатейливо назывались сребреники и златники. Дизайн их был заимствован у монет Византийской империи. Вообще практика заимствований широко применялась по всему миру, и это было нормально (этой темы я еще коснусь в следующей статье). Но стоит сказать, что особого размаха на тот момент монетное дело в Руси не получило, с XII по начало XIV века денежное обращение было настолько ничтожным, что данный период в исторической науке получил название безмонетный. Как вы уже догадались, в стране был жесткий дефицит серебра.

Самыми крупным аналогом денег были гривны, к примеру, новгородская гривна имела вид серебряного слитка весом около 200 граммов. С XIV века они стали именоваться рублями, а их половинки — полтинами. Покупательная способность такого слитка была крайне велика, поэтому их использовали для выплат дани или других крупных торговых операций.

Полноценные деньги начинают чеканиться только в конце XIV века. При этом чеканить монеты имели право не только княжества, но и купцы-денежники из собственного серебра. Централизация страны требовала денежных преобразований. Важнейшим этапом для развития экономики была денежная реформа 1535-1538 годов, она привела монеты к единому стандарту. Одним из ключевых моментов было то, что теперь 100 Новгородских копеек стали равняться одному рублю. Так, наша страна первой перешла на стандарт, который сейчас существует во всем мире.

В основу монетной стопы была положена новгородская гривна (около 204 г), и из нее чеканили 300 копеек. А Алексей Михайлович Романов после воцарения перешел на 400 копеечную монетную стопу. Последние проволочные копейки чеканились при Петре I вплоть до 1718 года, и их вес составлял 0,28 грамм. Сам же Петр I достаточно нелестно отзывался о них, называя старыми вшами.

слева копейка Ивана Грозного. справа Копейка Бориса Годунова (реплика из серебра)
слева копейка Ивана Грозного. справа Копейка Бориса Годунова (реплика из серебра)
-2

Теперь перейдем к технологии производства монет. Если в Европе металл расковывался в листы и из него вырезали кружки, то у нас дело обстояло иначе, и за более чем трехвековую историю данного производства ничего не изменилось. Из подготовленного металла, делали проволоку. Далее эту проволоку нарезали на кусочки, соответствующие по массе будущим монетам, и расплющивали их. Таким образом, будущая заготовка получалась овальной формы.

Следующей стадией был процесс нанесения изображения. Изображение наносились штемпелями, в которые зажималась заготовка, после чего следовал удар кувалдой сверху. Штемпель состоял из 2 частей. Аверс и реверс. При этом очень часто на этих монетах могли отсутствовать буквы, ноги коня, или какие-либо другие части изображения, что связано браком штемпеля. А сам процесс чеканки был следующим. Нижний штемпель закреплялся на какой-нибудь поверхности, верхний штемпель отважный мастер придерживал собственноручно, затем следовал тот самый удар кувалдой. Вот и все дела. Как понимаете, после нескольких часов такой работы любому было бы совершенно все равно, какого качества получаются монеты. Таким образом, монеты получались не самого высокого качества, видом напоминали рыбью чешую, за что и получили среди коллекционеров название «чешуйки».

Иллюстрация взята из открытого источника
Иллюстрация взята из открытого источника

Чешуйки копеечных номиналов имели достаточно стандартное изображение: это титул и имя правителя, а так же всадник. При этом чешуйки чеканились из серебра, меди, так же были и золотые, к примеру, чешуйки из золота чеканились при Василии Шуйском, а также польским Владиславом (Сигизмундовичем) Жигимонтовичем, кстати, он тоже был русским царём, но без церемонии коронования.

Чтобы нечистые на руку рабочие не крали метал, монеты обычно взвешивали, а в данной ситуации взвешивать каждую монету было бессмысленно, поэтому контрольное взвешивание проводилось для партии монет.

Для изготовления штемпеля сначала делался маточник. Маточник - это рельефное изображение монеты. Далее на раскаленном железе с помощью маточников, выбивались штемпеля. Одним маточником можно было сделать несколько штемпелей.

Копейки чеканились на нескольких монетных дворах в разных городах, в числе которых Москва, Новгород, Псков, Тверь. Любопытный факт: копейки, отчеканенные на старом Московском денежном дворе, имели знак - букву «М» с буквой «О» над ней. Впервые данный знак был помещён на копейках Фёдора Иоанновича, выпущенных после 1596 года. Есть мнение, что этот знак заимствован с испанских реалов, отчеканенных в Мехико (илл.)

монеты с обозначениями монетных дворов слева копейка, справа 8 реалов .
монеты с обозначениями монетных дворов слева копейка, справа 8 реалов .

Эти деньги, как и талеры, поступали из-за границы и служили сырьем для изготовления отечественных монет. Кстати, крупные серебряные деньги, поступавшие из Европы, называли ефимками. Это странное название связано с иоахимсталером ,на котором был изображен святой Иоахим. Следующим этапом в развитии монетного дела в нашей стране будет денежная реформа Петра I.