Памятуя о золотом правиле всех блогеров: «Не напишешь сразу – не напишешь никогда» решила рассказать о потрясающей поездке с «Комсомольской правдой» #экспедициякп, не откладывая в долгий ящик.
Это будет рассказ о городе, которого нет. Имя ему – Зашиверск, и мало кто сегодня вообще знает о существовании этого древнерусского заполярного города. Поселение на Индигирке исчезло с лица земли, но сохранилась Спасо-Зашиверская церковь, которая, по свидетельствам специалистов, дошла до нас в своем первозданном виде.
До 1969 года опять же мало кто знал, что храм сохранился. Он был опустошен и заброшен почти полтора столетия, но все равно ему повезло. В отличие от старого Зашиверска.
«Суббота 4 мая. В 9 часов утра снялись и в 11 спустились на ровную площадь. На ней стоят: церковь, колокольня, два амбара и две могилы. Вот и все, что осталось от Зашиверска!»
(Из дневника полярника Бориса Леванова).
Но давайте обо всем по порядку, и постараюсь быть максимально краткой.
Зашиверск был основан мангазейскими (Мангазея – еще один древнерусский город в Западной Сибири), енисейскими и якутскими казаками на перекрестке водных и сухопутных путей в первой половине XVII века и просуществовал около 250 лет.
Город стоял на берегу бурной и капризной реки и периодически страдал от наводнений, не обошли его стороной и пожары. Но, несмотря на все катаклизмы, в Зашиверске основная часть артефактов сохранилась на поверхности, а не под землей.
Что же случилось с Зашиверском, у крепостной стены которого устраивались когда-то многолюдные ярмарки, куда со всех концов Заполярья, из самой дремучей тайги везли роскошную пушнину – мягкое золото? Навстречу таежным людям выходили дородные купцы в расшитых бисером одеждах. Меха меняли на изделия из железа и, конечно, в бартерных сделках участвовала «огненная вода».
Торг не начинался до того момента, пока разложенные на снегу (снег в Заполярье практически круглый год) товары не благословляли по очереди и священник, и шаман – православие и шаманизм на Индигирке уживались вполне мирно.
Как раз с одним из таких торгов и связана легенда, в которой говорится о страшной беде, которая уничтожила город.
«Однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в прорубь сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в воду шамана, чем этот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности.
Назавтра в городе появилась страшная гостья — «черная оспа». Вымерли все жители, в том числе священник. Погибли или разбежались в ужасе, разнося смерть, участники ярмарки. Уцелела только одна маленькая девочка Тарабукина, которая умерла в возрасте ста пяти лет в 1913 году».
Таким по легенде был конец заполярного города Зашиверска.
Черная оспа была в те годы настоящим проклятием, выкашивая без пуль и стрел города. В Заполярье, в тайге и тундре вымирали от оспы целые племена – у них надежды на спасение не было вообще.
Зашиверск обезлюдел. На протяжении последующих десятилетий так и стоял он городом проклятых среди вечной мерзлоты. Желающих пройтись по его «зачумленным» улицам не находилось – к городу никто даже не приближался.
Именно благодаря тому, что эпидемия продолжала отпугивать людей долгое время, в Зашиверске сохранилась древняя Спасо-Зашиверская церковь – драгоценность в шкатулке истории русского севера. И сохранилась, по словам историков, в своем первозданном виде, как я уже писала выше.
О том, как Зашиверская церковь попала в Новосибирск, расскажу в следующий раз – мне кажется, слишком длинные посты сейчас никто не читает.