Как мы уже писали, вступление должно занимать 15-20% всего времени нашего рассказа. Что же нам столько времени делать? Не волнуйтесь, забот у нас много! Помните главное: пока аудитория не готова, о чем-то существенном говорить запрещается - вас всё равно не услышат. Итак, поехали!
Установить контакт
Про важность контакта, в том числе и зрительного, мы уже говорили.
Первые ваши слова вообще могут быть "не о том" и обращены даже не к аудитории, а, скажем, к техникам: попросить подвинуть свет, спросить, слышно ли вас и пр. Или к аудитории, но по несущественным вопросам: не холодно ли им, не душно и пр. Слушатели видят, что выступление еще не началось и что вы о них проявляете заботу. То есть сосредоточение их внимания на вас уже произошло и некоторая благожелательность с их стороны уже есть. Но этим приемчиком злоупотреблять не стоит: если получится искусственно, вы испортите первое впечатление о себе.
В любом случае: вы появляетесь перед публикой, здороваетесь мысленно ( с доброжелательной уполуулыбкой обводите всех взглядом, "собирая" их), шутите (если умеете) или говорите не очень значимые слова, собирая внимание аудитории.
Представиться
Кто вы такой? Какое право имеете говорить перед этими людьми и выступать на эту тему? - Вот что должны понять слушатели из ваших слов. Им не нужна ваша полная биография, им нужна уверенность, что вы в теме разбираетесь и вам есть что сказать. Поэтому кратко, но уверенно, аргументированно и эффектно, без похвальбы, но с упоминанием всех имеющих отношение к вопросу регалий и заслуг рассказываете о себе. (То если вы делаете доклад о квантовой физике, то упоминать, что вы получили гран-при на конкурсе кройки и шитья, не надо.)
Эти слова уже ближе к теме, их задача - еще больше собрать на вас внимание аудитории и укрепить ваши позиции.
Но они не всегда уместны. Скажем, если вас уже представили или самопрезентация вообще не нужна, мы их пропускаем.
Введение в тему
То, что последует в основной части и ради чего вы затеяли всё это выступление, требует подготовки.
Знакома ли аудитория с темой? Если нет - надо немного рассказать.
Вы продолжаете цикл лекций? Надо напомнить, на чем остановились в прошлый раз.
Слушатели - специалисты в теме вашего выступления, но вам надо уточнить, какой именно аспект вы будете освещать.
Вот для всего этого вам и нужно вступление.
Постановка проблемы
Если в основной части вы будете предлагать решение какого-то вопроса, то поставить его нуджно во вступительной части.
Например, если в своем докладе вы собираетесь предложить миру решение проблемы уничтожения бельков - детенышей тюленей, то вступление уместно выстроить так:
- экологическое равновесие - вещь важная, но хрупкая
- каждый вид ценен и поддерживает это равновесие
- тюлени скоро погибнут, если не спасти (приведем статистику)
- их уже пытались спасти так-то и так-то, это не получилось потому-то и потому-то
- но наш способ всё решит
И дальше, в основной части, идет решение.
Итак
Если коротко, то задача вступления двойная:
- сначала установить контакт
- потом ввести в тему/поставить проблему.