Главная проблема с этим фильмом — в русскоязычном варианте названия: предложенный российскими прокатчиками вариант «Битва за Землю» предполагает, что это лента из одного ряда с «Днем независимостью», «Крейсером», «Битвой за Лос-Анжелес» или даже с экранизацией сайентологической библии «Поле битвы — Земля». А это совершенно не так. «Captive State» однин из комментаторов «Кинопосика» предложил перевести как «В плену» и этот вариант гораздо более точный: фильм рассказывает о том, как подпольщики на оккупированной Земле только пытаются (не всегда удачно) поджечь огонь освободительной борьбы, но никакой битвы, вы, собственно, не увидите.
Лента — это неторопливый психологический триллер, который я бы посоветовал смотреть тем, кому понравились фильмы «Шпион, выйди вон», «Игра в иммитацию» и другие ленты, требующие от зрителя терпения, интеллекта, желания обращать внимания на мелочи и следить за перипетиями сюжета.
Отдельно стоит отметить то, как создатели работают с цветом картинки, меняя цветовую гамму с холодной зелено-синей на теплую золотистую, часть сцен снимая при тревожном красном цвете, а иногда вымораживая кадр до почти черно-белого, сохраняющего только остатки цветов, что очень удачно смотрится в момент, когда герои подходят вплотную к Закрытой Зоне, входу в Муравейник — обиталище инопланетных захватчиков.
Да, кстати, самих захватчиков вы почти не увидите — они появляются или в темноте, или в отдалении, размытые жестким расфокусом или будут промелькивать на доли секунды. Единственный раз вам их покажут вблизи, да и то не в полный рост. Оно и понятно — 25 миллионов долларов, потраченные на картину — это по нынешним голливудским меркам почти малобюджетка, поэтому деньги на компьютерную графику экономили. И это хорошо. Потому что в последние годы графика вроде бы стала оправданием сюжетным ошибкам, пустоте истории, психологической недостоверности. Рисовать инопланетян кинематографисты научились вполне реалистичных, зато ведут они себя порою как совершенно сказочные… ээээ… идиоты.
В «Битве» инопланетяне практически никак себя не ведут: добившись капитуляции армий землян, они подмяли под себя местные правительства и назначили их на должность оккупационной администрации, перестав при этом почти как-нибудь интересоваться местной жизнью: пока местные мясные мешки не делают ничего для инопланетян опасного, те продолжают сидеть в своих муравейниках, при этом выгрызая планету изнутри, в результате чего она со временем станет непригодной для жизни — высокопоставленные надсмотрщики из числа человеков об этом знают, но надеются, что Законодатели (как официально называют инопланетян) в последний момент вывезут их на спасательных шлюпках.
Сопротивляться этому порядку вещей практически невозможно — каждый землянин снабжен «жучком» - биодатчиком, имплантируемым в основании шеи и почти неудаляемым. Хранение личных данных на цифровых носителях запрещено, всякая экономическая деятельность практически остановлена, города в руинах, люди в шоке.
Собственно, ничего больше про фильм, не раскрывая сюжета я больше сказать не могу. Единственно, отмечу игру Джона Гудмана: он играет полицая на службе инопланетян — толстого, неповоротливого, но при этом достаточно умного, чтобы оставаться вполне в курсе деятельности глубоко законспирированного подполья, использующего для связи порою весьма витиеватые способы.
И еще раз — лента снята хорошо, очень добротно, вполне увлекательна, но больше придется по вкусу любителям задумчивых шпионских триллеров, чем поклонников экшОна с графонием.
Обратите внимание:
4 сериала на лето - хорошо забытая классика и современные ленты, незаслуженно обделенные вниманием.