Он всегда раздвигал рамки профессии. Работу преподавателя факультета журналистики Уральского госуниверситета (ныне УрФУ) совмещал с проектами «на стороне», вовлекая в них своих учеников. Самых дерзких и, безусловно, талантливых. В 90-е они шли за ним, чтобы творить «по –новому». Думаю, ученикам тогда повезло вдвойне. С наступившей эпохой без цензуры и с педагогом, который опекал, но давал свободу и брал на себя ответственность за ошибки. Сегодня, четверть века спустя, можно сказать, что для карьерного старта это были почти тепличные условия. В отличие от начала его пути в журналистику.
Но «звездные» студенты вряд ли задумывались о том, откуда у их солидного преподавателя страсть к смелым творческим экспериментам?
Юбилей Владимира Федоровича Зыкова - отличный повод задать ему этот и другие вопросы.
-Сегодня нередко можно услышать мнение о том, что в сфере журналистике кризис и сплошные трудности. Вы тоже так думаете?
- Это с какой стороны посмотреть. Если говорить о трудностях, то журналистский путь вообще-то не для прогулок. Журналистика, как и другие сферы деятельности, сегодня живет и развивается в условиях рынка. Рынка масштабного и интегрированного в мировое пространство. Это хорошо. С другой стороны, растет конкуренция, а источников информации, особенно на полях интернета, становится больше. Справедливости ради, нужно сказать, что качество многих источников информации ниже среднего.
- Вы имеете в виду интернет - издания или социальные сети?
- А разве интернет –издания могут существовать вне социальных сетей? Я вот выхожу на портал «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн», потому что уважаю этот источник информации, он меня не разочаровывает. Там, к слову, мой выпускник трудится. А кто-то откровенно стебается, и не ради социальных целей, а за лайки. Классической или традиционной журналистике, многим печатным СМИ приходится выживать. Пару лет назад меня пригласили поработать редактором – консультантом в газету «Знамя» Белоярского района, где много лет назад появилась моя первая публикация. Мне тогда было семнадцать. Сейчас редакция сводит концы с концами, тираж по подписке- 400 экземпляров, что-то пытаются реализовать через торговые сети. Ресурсов на развитие нет, перспективы туманны.
-Может, газета не интересная? У областной газеты «Пенсионер», которой в этом году исполняется 20 лет, много подписчиков, читатели ее ценят?
Я знаком с вашей газетой, она представляется мне любопытной, интересной. Чем берет «ПЕНСИОНЕР»? Во-первых, аудиторией, которая привыкла читать газеты и доверяет им. Во- вторых, ваше издание ориентируется на проблемы и потребности читателей. В-третьих, что очень важно, у вашего издательского дома хороший менеджмент. Директора Алексея Сидорова я знаю 20 лет.
- К слову, по образованию он не журналист, а физик.
-Журналист – такая профессия, в которой можно преуспеть, имея дар. Образование тут ни при чем.
-Тем не менее, до недавнего времени Вы занимались тем, что готовили журналистов. И многие Ваши ученики выбились в люди. Поддерживаете ли Вы с ними связь, и должен ли преподаватель как-то опекать своих выпускников?
- Я не готов отвечать за всех преподавателей, поэтому буду нескромен и приведу в пример себя. Начну с того, что никогда не ограничивал свою работу только преподаванием. Создавал газеты, организовывал и возглавлял памятную многим телерадиокомпанию «Студия Город», работал собкором радиостанции «Голос России».
-И главным редактором редакции программ СГТРК…
- Всего не перечислишь, да и не надо этого делать в рамках нашего интервью. Будучи преподавателем, я всегда руководствовался принципом: учи студентов тому, что умеешь делать сам. Никогда не понимал и не пойму, как можно учить студентов писать рецензии, если сам не написал ни одной. Будь ты доктор наук, профессор. У великолепного преподавателя нашего факультета Бориса Самуиловича Когана не было времени на защиту диссертации, но он был критиком, педагогом «от Бога». У него был колоссальный авторитет, каждое его слово имело вес.
- Проект «Студия Город», который Вы возглавили в 1990 году, задумывался как творческая лаборатория?
-В том числе. Ведь ничего подобного в Екатеринбурге не было. В студию пришли тогда еще никому не известные журналисты, скорее, кандидаты в журналисты - Евгений Енин, Иннокентий Шеремет и другие. Я им давал полную свободу в эфире. Иннокентий придумывал оригинальные формы подачи информации. То с крыши здания городской администрации, то из клетки со львом. Хватало всякого. И забавного, и нелепого. Что греха таить, иногда и злоупотребляли свободой слова. Пришлось обзавестись юристом. На случай, если кто-либо из попавших под шквал критики наших корреспондентов станет искать защиты в судах. Мы ведь в то время могли свободно зайти в «высокие кабинеты» и с порога включать камеру. Сейчас к иным чиновникам и через пресс-службу не достучишься. Времена! Тогда было, если хотите, детство раскрепощенной журналистики. Надеюсь, уже упомянутым мною Евгению и Иннокентию работа в студии помогла стать теми, кем они стали.
- Откуда источник смелости у журналиста, воспитывавшегося в лучших советских традициях - я о Вас?
- Коротко на Ваш вопрос не получится ответить. Оружие от зашоренности, от работы с оглядкой (а что подумают те или эти, а чем мне это грозит)- это и чувство внутренней свободы, и неподдельный интерес к событию, и приоритет факта. Может, мне повезло! Знаете, за долгую жизнь в журналистике у меня накопилась более 20 всяких разных удостоверений. Но есть «корочки» особенные, выданные мне в период прохождения воинской службы в 1968- 1970 годах. Было это в Казахстане. «Корочек», дававших мне право находиться в городе Алма-Ата по делам службы с 8 до 22 часов, я удостоился, не за звание старшины погранзаставы, а за должность корреспондента-организатора окружной газеты «Часовой Родины». Вы не служили, поэтому не представляете, что это такое для солдата. Я иду по городу, и ни один патруль меня не остановит. А еще помимо старшинского оклада в 20 рублей 80 копеек, я получал гонорары. Но главное, объездил весь Восточный пограничный округ, побывал на всех заставах, включая высокогорные точки. «Володя, ты нам все сделаешь как надо и задешево, потому как военнослужащий - срочник», - говорило начальство, отправляя меня в очередную командировку. А мне в радость! Столько впечатлений, служба на высоте! Места незабываемые и полные тайн. Там в 20-е годы шли бои с басмачами, и один из первых моих репортажей был о политруке Чазове, оставившем запись о том, как он бил этих самых басмачей.
- В то время в редакциях подобных изданий работали специально обученные офицеры, а тут вдруг Вы – необстрелянный старшина без спецподготовки?
-В редакции «Часового Родины», действительно, работали офицеры, прошедшие обучение в Львовском высшем военно- политическом училище. Конечно, их реакция на меня в качестве корреспондента – организатора, а на эти должности назначались лица в чине капитана, была несколько нервной. Тем не менее, ведущая республиканская газета «Казахстанская правда» вскоре опубликовала мой «Репортаж с пограничной тропы».
- Что в нем было особенного, чем он покорил редакторов гражданского издания?
- Думаю, непохожестью на другие материалы армейской газеты. «Вставай, будит дежурный через плечо, через полчаса тебе в наряд…», - с этих слов начинался мой репортаж о буднях службы на погранзаставе, где всякое может случиться. Пограничник следует к месту вахты. Путь лежит мимо горной речки с немыслимо ледяной водой, и с этой речкой связана история про затонувший армейский трактор. Его, раздевшись до трусов, бросается спасать солдат. Получилось. С третьей попытки с помощью троса злополучная машина была вызволена. Словом, написал я не про военную подготовку и достижения, а про жизнь, какая она есть. И коллеги в редакции «Казахстанской правды» одобрили и опубликовали статью.
-То есть, и про Армию можно было писать не по стандартам, и про нарушителей...
-Смотря каких. После известных событий в районе острова Даманский, где в 1969 году произошли вооружённые столкновения между СССР и КНР, вышел приказ в срочном порядке укреплять границы с Китаем. На каждой погранзаставе были сформированы спецподразделения, оснащенные техникой, в том числе БТР. Аналогичное подразделение появилось и на нашем участке, где провокации со стороны китайских военнослужащих случались постоянно. И был также приказ рыть окопы на сопке. Но надо знать русского человека, чтобы понять, почему эти окопы были вырыты не в полный рост, а по пояс или того ниже. И вот в одну прекрасную ночь (я тогда уже работал в газете погранзаставы) китайцы заняли наши пустые окопы. И не просто заняли, а углубили их в полный рост. Они же трудолюбивые! Проходивший мимо наряд услышал лязг лопат и доложил о ситуации в комендатуру. Подтянули несколько БТР с крупнокалиберными пулеметами, окружили сопку и пошли на штурм. Это был настоящий бой, в ходе которого китайские военнослужащие потеряли 51 бойца. С нашей стороны погибли трое военнослужащих. Конечно, много было раненых, и конечно, об этом не писали и не говорили многие годы.
-Смотрю на вас, слушаю и не могу понять, почему Вы оставили преподавательскую работу?
- Проблемы есть не только у современной журналистики, но и в педагогической среде. Логику некоторых решений Министерства образования РФ мне трудно понять. Решения чисто бюрократические, вынуждающие преподавателей тратить уйму времени на всякого рода отчетность. Работа бесполезная. Вторая проблема связана с оценкой преподавателей по числу публикаций в изданиях - престижных и не очень. Весьма субъективный подход. При этом халтуры и плагиата в ученой и студенческой среде меньше не становится.
- Как Вы боролись со студенческим плагиатом?
- Например, давал темы, на которые материалов один в один в интернете нет. Можно найти лишь косвенную информацию, которую нужно изучить и переработать. Но это совсем другое дело.
- Не скучаете по университету, студентам?
- Некогда скучать, так как без дела я не сижу. Тружусь в Областном Совете ветеранов. Выполняю функции специалиста по связями с общественностью и СМИ. Работы, честно скажу, невпроворот, потому что организация большая и активная, мероприятий много. То есть, из профессии я не ушел. А еще пишу книгу.
-Для кафедры?
Нет. Одна из последних работ для кафедры - это учебное пособие «Практика журналистского общения». Учебник представляет собой обзор лучших методик, технологий и практик. В целом у меня более 50 научных и научно - методических работ по проблемам журналистики и рекламы
- Сегодня журналистам приходится быть универсалами, что, наверное, не очень хорошо. Особенно для тех, кто делает большие интервью и статьи…
- Первое правило - надо готовиться. Рассчитывать на опыт, хватку и хорошо подвешенный язык - удел дилетантов.
Реплика:
Евгений ЕНИН, журналист, ведущий информационного шоу «События. Итоги дня», ОТВ
- «СтудияГород» - начало новой журналистики, мои первые практические опыты, живая работа. Советские стандарты в традиционных СМИ с историей не подходили мне, а я им. «Студия Город» тогда была единственным местом, где я мог свободно экспериментировать, а Владимир Федорович никогда этому не препятствовал, за что я ему безмерно благодарен.
Иннокентий ШЕРЕМЕТ, основатель и генеральный директор Телевизионного агентства Урала
-Владимиру Федоровичу мои поздравления с юбилеем, я рад, что он в прекрасной форме и трудится. По большому счету, это он в 19991 году привел меня - зеленого студента - в профессию. Взял на работу в только что открывшуюся компанию «Студия Город». С СГТРК у меня как-то не срослось, а с Владимиром Федоровичем пошло на лад. Первые телевизионные опыты, никакой рутины. Отдельная благодарность ему за урок, который буду помнить долго, хотя прошла уже четверть века. Никого не предупредив, я отправился в путешествие в Ташкент, на Сахалин. Но Владимир Федорович, который должен был гнать прогульщика с позором, оставил меня в коллективе. Это был единственный за мою жизнь рабочий прогул.
Подготовила Наталья Горбачева.