Найти тему
Большая перемен@

Цифровизация: взгляд учителя начальных классов

Оглавление

Статья для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Ольга Ляпина, учитель начальных классов

Свое эссе я начну не обычным способом, а ссылкой на статью которая мне попалась случайно в одной известной социальной сети:

ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ:ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ (Л.Стрельникова, журнал «Химия и жизнь», 2014, No12) 

Так странно, статья издана 5 лет назад, а получила популяризацию только сейчас, подумала я. Статья озвучивает актуальность уже ставшей большой проблемы, тех взрослых, у кого есть дети. В институте, лет 16 назад «оцифрованных» детей, шутя называли «википедики» — по той самой причине что всю информацию добывали в ставшей тогда известной электронной энциклопедии. Тогда нам «гаджетомания» казалась модной фишкой, которая позволяла жить быстрее, успевать больше, отдыхать ярче.

Но поколение 90х, в данный момент, переживает новый виток истории — мы получили детей с «низкой оперативной памятью», хотя было так забавно наблюдать как 2-3 летний ребенок с легкостью манипулирует мобильными устройствами.

Наступила новая эра, и у нее есть название!

С 2007 года существует официально введенный термин «Цифровое слабоумие» — «digital dementia» — пришел из Южной Кореи.
И что мы имеем сегодня: снижение памяти, внимания, когнитивные нарушения, низкий уровень самоконтроля- и это все очень похоже на симптомы неврологических заболеваний: ЧМТ (черепно мозговой травмы) или слабоумия.
Эта проблема не новая! ЕЕ изучением занимаются с незапамятных времен, с 1940 годов начались различные исследования по изучению воздействия волн на организм, они уже тогда показывали что окружающая среда без «раздражителей» — это лучший фактор для развития мозга.

Сегодня, как учитель начальных классов и мама 2-х детей, я наблюдаю картину сужения радиуса исследования пространства даже рядом с домом (по разным причинам, не забываем об осторожности), зависимые дети сидят на скамеечках рядом с точкой раздачи wi-fi. А ведь физическое развитие, коммуникацию, эмоции никто не отменял! Давайте примем за аксиому: чем больше стимулов — тем больше опыт!
Итак, какова же механика данного вопроса: однообразное времяпрепровождение, единообразные позы, отсутствие опыта манипуляции с внешними стимулами, снижение самоконтроля — и система дисгармонирует.

-2

Есть оппоненты у данного вопроса, эта группа утверждает что интернет способствует расширению кругозора и увеличению объема полученной информации — но вопрос контроля (родительского контроля) остается очень важным!

«Раньше тексты читали, сейчас их бегло просматривают. Раньше в тему вникали, сейчас скользят по поверхности», — справедливо подмечает Шпитцер.

Еще одно доказательство: сотрудники Корнельского университета в исследованиях 2006—2008 годов показали, что приобщение детей к экранам с раннего детства служит триггером расстройств аутистического спектра.

Человек существо биологическое и социальное. И тысячу раз правы родители, которые водят своих детей в кружки, читают им книжки на ночь, вместе обсуждают прочитанное.

Цифровизация и ее возможности

Стандарты нового поколения предрасполагают к расширению спектра работы в цифровой среде: электронные доски, электронные тетради и учебники. СРАЗУ оговорюсь, что помимо рекомендаций есть строгие ограничения по качеству передачи информации и количеству проведенного за монитором времени.

Мне, как учителю, это очень помогает — в чем? И этот вопрос риторический: доступность изложения материала по темам, повышение мотивации (мы должны использовать знакомые и так интересные детям термины, для того чтобы оставаться современными), обработка информации.

Существует много сервисов, расскажу о данных группах, без рекламы:
1. Сервисы «подачи» (демонстрации) информации (видео и фото редакторы).
2. Сервис совместной работы детьми в команде (облачная среда) — к примеру работа с картами и презентациями (облачные технологии).
3. Сервис проверки полученных знаний (пликерсы, кахут).
4. Работа с электронными тетрадями позволяет учителю затрачивать наименьшее количество времени, так как проверка построена по принципу аналогичности заданной формуле.
5. Широкий спектр разноуровневых заданий в электронных учебниках.

Сегодня мы имеем хороший инструмент для индивидуальной работы!

Сохраняются следующие сложности

Дети привыкшие работать без правил начинают «творить и вытворять», а не строго работать по алгоритму, порой изменяя задание, что требует дополнительных действий от учителя. Любая среда очень подвижна, так к примеру работая с детьми в дополненной реальности строго нужно отслеживать их несанкционированные действия.

Следующий аспект — недостаточный навык работы в средах.
Что мы имеем: узкую сферу навыков у детей (я умею вкл/выкл, найти по запросу, подтвердить и отменить действие, созидать), в разных случаях скорость создания текста и манипулирование им вызывает сложность.
Отсутствие прямой коммуникации вызывает несвязанность скудность речи.

Роль педагога сегодня очень изменилась

Я учитель — это звучит гордо, хотела я написать с восклицательным знаком. Но комичность в том, что современный учитель становится буфером между родительскими запросами, задачей государства (исторически мы служащие), собственными амбициями и средой.
В чем трудность: не нравится? — меняйся! Много раз слышу я. Мне нравится, вот такие мы «мазохисты». Режим многозадачности хорош — он заставляет быстро адаптироваться и развиваться, сохранять традиции и шагать в ногу со временем.

-3

Чтобы я хотела изменить — это уровень доверия 3-х сторон друг к другу: учитель — родитель — ребенок. Окружающая среда — ребенок.

От веры до любви короткая дорога. 
Внушить доверие — о, это очень много! 
Когда поверишь ты, что он в тебя влюблен, 
Полюбишь и сама: таков любви закон.
Пьер Корнель

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»