Книга - предсказание, книга - приговор, книга - недовольство.
"Восстание масс" - это калейдоскоп самых разных мыслей, определений и умозаключений на тему массового человека и всего, что его окружает. Ещё в начале ХХ столетия людей пугал рост населения, более того рост населения пугал во все время. Если количество может расти безразмерно, качественный скачок всегда ограничен так называемым "уровнем эпохи". В какой-то момент всех не прокормить, так как научные и технические достижения не поспевают за функцией размножения. Потому государства останавливаются в своём развитии и постепенно сходят с мировой арены.
Хосе Ортега-и-Гассет обращает внимание на то, что небывалый прирост Европейского континента провоцирует появление человека нового типа - человека массы (так он эвфемистично называет среднестатистическое, самодовольное быдло). Автор выражает опасения, дескать, при переходе из количества в качество и отсутствии тонкой прослойки людей, которые способны к управлению, массы начинают думать, что сами с усами.
Главный герой - рядовой среднестатистический европеец, который утратил признаки личности и стал частью безликой серой массы. Но как ни парадоксально, он и ему подобные постепенно проникли во все сферы жизни, в том числе и те, которые ранее были предназначены лишь для узких аристократических кругов. По ходу книги вашему вниманию будут представлены размышления на тему того: как так произошло, хорошо это или плохо, и самое главное, что будет дальше. Тут надобно сказать, что автор считает, что при развитии сразу нескольких регионов планеты, кто-то должен занять место у руля на этом Ноевом ковчеге, стать мировой державой, которая подгоняет к развитию другие, задаёт общественно-политический курс и определяет культурную планку. Продремав в сытости и довольстве все девятнадцатое столетие, Европа очутилась на нижнем уровне, где взбодренные ветром будущего массы, как избалованные дети, увлеклись концепциями синдикализма, фашизма и коммунизма.
При том, что многие доводы автора могут показаться слишком громкими и порой довольно наивными, стоит признать, что многие из них оказались вполне себе пророческими. Посему в актуальности произведения сомневаться не приходится.
Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.
Под массой автор понимает не общественный класс или группу, а тип людей, встречающихся в различных социальных слоях, главное отличие которых – отсутствие требовательности к себе, таких людей писатель сравнивает с избалованными детьми. Но основная причина исторического кризиса, который описывает автор, даже не в самом «восстании масс», а в отношении человека массы к цивилизации, в «которой он замечает только блага, а не опасности (ей грозящие)». Кризис наступает тогда, когда «мир» и система ценностей прошлых поколений теряют свою значимость для новых поколений, родившихся и живущих в рамках той же цивилизации. (В сущности, явление, о котором говорит Ортега, - это европейский кризис христианства).
Далее автор выводит теорию, близкую с геополитическими воззрениями Карла Шмитта, развития государств по мере усложнения устройства общественной жизни. Как города вырастали с целью ограничить поле и создать пространство для сотрудничества и обмена идеями, так государства возникали как противопоставление непонятным другим. Хосе Ортега-и-Гассет отрицает понятие национального государства и государствообразующего феномена этноса, нации, единого языка. Он считает это скорее следствием, чем причиной. А в качестве повода для создания государства он называет единую цель, устремленную в будущее.
На основании этой концепции, автор выводит идею, что европейским государствам стало тесно в рамках государства, называемого национальным. Достижения связи (каналы передачи информации) позволили государствам достаточно познакомиться, чтобы не ощущать друг к другу враждебности, потому, как выход и опровержение теории заката Европы автор видит создание европейского континентального надгосударства. Мы же понимаем, что, таким образом, он предвосхитил создание Европейского Союза с идеологией верховенства права. Единственная ошибка Хосе Ортега-и-Гассета в том, что он узрел большую угрозу в коммунизма и возможном главенстве России, не заметив опасность фашизма.
Кроме того, дискуссионным является приговор европейцу ХХ столетия. Называя европейцев варварами, автор несколько искажает действительность и игнорирует тот факт, что люди в массе всегда были ограниченными потребителями, просто возросли пропорции.
В остальном же, "Восстание масс" является качественным философо-социологическим исследованием с переменными: было, есть, будет.
Также стоит отметить, что оно подойдёт тем, кто хотел бы ознакомиться с философскими трудами, но опасается, что язык этого жанра будет слишком сложен для него. Ортега-и-Гассет пишет вполне доступным языком, так что особых трудностей, связанных с пониманием доносимого автором смысла у читателей возникнуть не должно.
Что касается писательской манеры Ортеги-и-Гассета, то ей, нужно отметить, свойственен некий догматизм и ярко выраженная убеждённость в верности излагаемых идей, что может оттолкнуть некоторых читателей. Характерный пример: «Я действительно верю, что в мире всё идёт именно так, как я сказал; всё остальное – лишь следствия, условия, симптомы и пересуды». Следует ли говорить, что было бы слишком наивным воспринимать подобные высказывания буквально, нужно помнить основную тему исследования писателя – человек массы, к ним и обращена эта книга. Здесь есть определённая провокация, желание расшевелить человека и заставить его задуматься. Но если читателю всё же захочется возразить, поспорить, опровергнуть автора, помните, что подобные попытки, по мнению писателя, только подтверждают его теорию...